UA / RU
Поддержать ZN.ua

Желание налоговиков может стоить стране 75 тыс. рабочих мест

После введения в Налоговый кодекс Украины раздела об упрощенной системе налогообложения предпринимательская деятельность в сфере торговли ювелирными изделиями, осуществляемая на упрощенной системе налогообложения, ограничивается органами налоговой службы.

Предприниматели ювелирной отрасли и их работники просят власти страны поддержать принятие положений законопроекта № 9661-д о ювелирном рынке в редакции, принятой в первом чтении, без учета инициатив Государственной налоговой службы Украины. Это не допустит экономической стагнации отрасли и оставит возможность предпринимателям, которые занимаются розничной реализацией ювелирных изделий, работать на упрощенной системе налогообложения.

На сегодняшний день в ювелирной отрасли задействованы около 150 тыс. человек. Сегмент розничной торговли ювелирными изделиями на 95% состоит из физических лиц-предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Общее количество участников ювелирного рынка на конец 2011 года составляла 7,5 - 8 тыс. субъектов хозяйствования.

С 01.01.2012 года после введения в Налоговый кодекс Украины раздела об упрощенной системе налогообложения предпринимательская деятельность в сфере торговли ювелирными изделиями, осуществляемая на упрощенной системе налогообложения, незаконно ограничивается органами налоговой службы вследствие неоднозначного (множественного) толкования отдельных норм относительно определения таких видов хозяйственной деятельности, как производство и реализация драгоценных металлов и драгоценных камней.

Неправомерность принятых налоговиками решений о невозможности применять упрощенную систему налогообложения в ювелирной отрасли подтверждается судами всех регионов Украины.

Правоту позиции относительно возможности использовать упрощенную систему налогообложения поддерживают и Министерство финансов Украины и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики.

Ситуацию может исправить принятый Верховной Радой Украины в первом чтении законопроект № 9661-д, который среди прочего устраняет такое неоднозначное толкование путем уточнения редакции подпункта 291.5 статьи 291 Налогового кодекса.

Рассмотрение указанного законопроекта Верховной Радой Украины во втором чтении запланировано на четверг, 26 апреля 2012 года.

Однако, по инициативе представителей Государственной налоговой службы Украины, к указанному законопроекту предлагаются поправки, которые позволяют использовать ювелирам-предпринимателям упрощенную систему налогообложения только по 3-й группе.

Анализ норм Налогового кодекса приводит к выводу, что применение таких ограничений производится исключительно в высокодоходных отраслях услуг (посредничество в покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества), расходы на предоставление которых почти отсутствуют.

Однако доходность розничной реализации ювелирных изделий на сегодня в среднем составляет лишь 15-20%. Средний вес изделия из золота - 2 грамма. Стоимость розничной реализации - 450-500 грн за грамм ювелирного изделия из золота. Стоимость закупки - 350-400 грн за грамм ювелирного изделия. Средний срок реализации 1 изделия из золота - 8-10 календарных месяцев.

Объемы реализации сократились более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом и более чем в 4 раза по сравнению с 2008 годом.

Предложенная налоговая нагрузка (5% с дохода) вместе со сбором на обязательное пенсионное страхование (5% от стоимости продажи) ставят для торговцев ювелирными изделиями обязанность уплатить в бюджеты и фонды более 50% своего валового дохода (Стоимость продажи изделия - 1000 грн. Валовой доход с продаж - 200 грн. Налоги 5% +5% от стоимости продажи - 100 грн. Остаток дохода у предпринимателя - 100 грн). Из остатка указанные субъекты хозяйствования еще должны выплатить заработную плату наемным работникам, оплатить счета за коммунальные услуги, охрану и аренду помещений.

Аналогичная ситуация существует и в розничной торговле серебряными изделиями, где маржа между покупкой и розничной продажей ювелирного изделия составляет всего 60-80 грн.

Альтернативным вариантом для предпринимателей является включение дополнительных расходов в цену реализации. Но в ювелирной отрасли эластичность предложения остается очень низкой и дополнительную налоговую нагрузку будут нести именно продавцы изделий, а не потребители. Как следствие - увеличение остатков товара, остановки продаж, существенное уменьшение доходов и закрытие торговых точек. Указанные выводы именно о рынке изделий из драгоценных металлов подтверждаются выдающимися мировыми экономистами и указаны в большинстве пособий по макроэкономике.

Очевиден факт невозможности осуществления прибыльной деятельности по розничной реализации ювелирных изделий при такой нагрузки на бизнес налогами и сборами. Принятие норм относительно такого уровня налогообложения приведет к увольнению розничными торговцами наемных работников и закрытию ими собственного дела. Предприниматели и их сотрудники являются основными кормильцами своих семей, которые останутся без источника существования.

Как следствие, произойдет пропорциональное снижение и отечественного производства ювелирных изделий, увольнение работников этих предприятий, падение уровня поступлений от налогов и сборов (единый социальный, пенсионный, пробирный) от указанного сегмента субъектов, развитие теневого сектора.

По данным первого квартала 2012 года падение уровня клеймения государственным пробирным клеймом произведенной ювелирной продукции по отношению к аналогичному периоду 2011 года уже составило 50%. Оптимистичный прогноз большинства отечественных производителей, экспертов предполагает снижение уровня производства в 2012 году на 30-50%. Главные факторы - продолжение линии тренда роста стоимости сырья, рост розничной цены в результате включения в нее увеличенной налоговой нагрузки, остановка продаж и увеличение остатков на складах.

Таким образом, в результате реализации экономически необоснованного желания представителей отдельного органа государственной власти и их исключительно фискального подхода к любому вопросу экономики Украины, прогнозируемое сокращение рабочих мест в отрасли в целом уже на первом этапе внедрения этих норм налогообложения ожидается на уровне 75 тыс. человек, а уровень поступления налогов и сборов от субъектов хозяйствования в ювелирной отрасли будет только уменьшаться.

Сейчас представители ювелирной отрасли массово обратились к Премьер-министру Украины Азарову М.Я., Министру финансов Украины Колобову Ю.В., Председателю Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Хомутыннику В.Ю. с просьбой не допустить экономической стагнации и социального взрыва в области. Предприниматели и их работники просят поддержать принятие положений законопроекта № 9661-д о ювелирном рынке в редакции, принятой в первом чтении, без учета предложения к тексту указанного законопроекта об установлении ограничений на применение упрощенной системы налогообложения в сфере розничной торговли ювелирными изделиями, инициированной Государственной налоговой службой Украина. !zn