Решение турецкой стороны о фактическом прекращении обслуживания и таможенного оформления судов, прибывающих из портов оккупированного Крыма, может иметь временный характер и являться одним из элементов давления Анкары на Москву в новом витке торговой войны между Турцией и РФ.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Валентина Самар. Автор указывает, что в ходе недавней встречи с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что вопрос прекращения морского сообщения с Крымом решен, однако официального сообщения правительства Турции по данному вопросу до сих пор нет.
"На этой неделе известный морской эксперт Михаил Войтенко в своем Maritime Bulletin опубликовал текст письма, которое, по его словам, "все турецкие агентирующие компании пересылают судовладельцам-операторам-менеджерам. Суть в нескольких словах: судам, следующим из портов Крыма, в Турции отказано во всем - от агентских услуг до грузовых операций", - указывает Самар.
В письме, обнародованном Войтенко, говорится, что в соответствии с "последними постановлениями от середины марта 2017 г." запрет налагается на любые контакты агентства с судами, прибывающими из любого порта Крыма, даже в статусе транзитных. Подобным судам не разрешается получать таможенное оформление и/или выполнять операции по выгрузке/погрузке в любом турецком порту.
"Несомненно, в прекращении обслуживания таких "токсичных" судов-нарушителей в турецких портах есть большая заслуга украинских дипломатов, Меджлиса, мониторинговой группы "Майдана иностранных дел" и портала Blackseanews, на протяжении трех лет добивавшихся от властей Турции такого решения. Но праздновать победу рано. Отсутствие официального сообщения турецких властей дает основания для сомнений, что решение может быть временным и является одним из элементов давления на Россию в очередном витке торговой войны между странами, - отмечает Самар.
Автор обращает внимание на то, что 15 марта Турция также исключила РФ из перечня стран, имеющих право на беспошлинный импорт пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла, шрота, гороха, риса и пр. В отношении данной продукции теперь действует ввозная пошлина в 130%.
"И снова-таки власти Турции никак официально свое решение не объяснили, а экспортеры, лишенные, по сути, смысла в поставках, говорят, что таким образом Анкара давит на Москву, которая не полностью сняла запрет на импорт турецких товаров. А именно - под эмбарго остаются уже легендарные, благодаря путинскому "одними помидорами Турция не отделается", томаты, на которые приходится 60% всего турецкого импорта", - указывает она.
С другой стороны, российские суда, которые не отметились заходами в Крым, никаких проблем в турецких портах не испытывают, что дает оптимистам основания для утверждений о том, что Турция присоединилась к "морской блокаде" Крыма.
Напомним, в середине марта стало известно, что турецкие порты перестали принимать суда из незаконно аннексированного Россией украинского Крыма, которые возили на полуостров цитрусовые, овощи, строительные материалы и товары народного потребления.
14 марта в Кабинете Министров Украины сообщили, что турецкая сторона запретила любым судам под флагом страны заходить в порты аннексированного Россией Крыма.
Подробнее о нарушении санкционного режима в аннексированном Крыму иностранными компаниями читайте в статье Валентины Самар "Подход. Обход. Фиксация. Как китайские и турецкие компании нарушают режим санкций в Крыму" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".