UA / RU
Поддержать ZN.ua

Законопроект о портах оставляет конфликт интересов между государством и частными операторами

Глобальный минус нынешнего законопроекта «О портах», много лет лежащего в Верховной Раде, в том, что он не предусматривает разделения административной и хозяйственной функций в портах, чем оставляет конфликт интересов между государством и частными операторами.

«Продажа портов, безусловно, принесет инвестиции. Но только при четком разделении административных и коммерческих функций. Порты должны быть частными. Нужны концептуальные изменения, которые позволят четко определить в них роль государства и частного бизнеса. За государством - обеспечение безопасности мореходства. Не более того. А управление имуществом и выполнение коммерческих операций должны быть у частных компаний», - пояснил ZN.UA член комитета Верховной Рады по транспорту и связи Виталий Корж.

По мнению эксперта Центра политического и экономического анализа Ирины Кавы, изменения в законодательстве давно назрели. Они необходимы прежде всего для учреждения прозрачных правил ведения портово-транспортного бизнеса и ликвидации коррупционных схем на государственных предприятиях.

Необходим законопроект, ставший бы «локомотивом» реформ в портовой отрасли, сигналом для крупных инвесторов, который бы либерализировал подходы государства к отчуждению или управлению инфраструктурой портов.

Он должен соответствовать последним тенденциям развития частно-государственного партнерства, закрепленным в одноименном законе. Такой закон также должен определить границы дозволенного для частного бизнеса в портовой отрасли, понятные правила игры для всех субъектов рынка. И самое главное - запустит механизмы, позволяющие Украине конкурировать с другими странами-транзитерами.

К сожалению, нынешний законопроект «О портах» нуждается в дополнении, уверена эксперт. «В первую очередь в портах надо разделить два направления. Первое - администрирование порта, которое должно оставаться в госсобственности. А другое направление - коммерческое требуется однозначно разгосударствлять и привлекать туда инвесторов», - говорит И.Кава. По ее словам, это европейский опыт, который должен применяться в Украине.

Отраслевые эксперты отмечают, что украинское законодательство имеет определенную специфику даже в определении понятия «порт». В соответствии со ст. 73 КТМ Украины, морским портом является государственное транспортное предприятие, предназначенное для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также для перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту суднах.

В соответствии с Международной конвенцией и уставом о режиме морских портов, портами являются все гавани, нормально посещаемые судами. Проект директивы Европейского парламента и Совета «О свободном рыночном доступе к портовым услугам» определяет морской порт как зону территории и акватории, на которой размещаются сооружения, оборудование и т.д. для обеспечения в основном принятия судов, их погрузки и выгрузки, хранения, принятия и доставки грузов наземным транспортом, посадки и высадки пассажиров.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Владимира Рубцова «Время полумер ушло в прошлое. Портовая отрасль нуждается в масштабной реформе».