Об этом в интервью ZN.UA сообщил глава Национального агентства экологических инвестиций Сергей Орленко.
«Но если вы посмотрите, какой это масштабный труд, то поймете, что это мизерная плата за такую работу. В России, например, составлением кадастра занимаются десятки научно-исследовательских институтов. И оплата их труда несравнимо большая», - добавил С.Орленко.
Украинский научно-исследовательский гидрометеорологический институт и ООО «Фонд целевых экологических зеленых инвестиций» составили Национальный кадастр парниковых газов Украины за 1990-2008 год, и Нацагентство экоинвестиций и Минприроды подали его согласно срокам в секретариат Рамочной конвенции по изменению климата (РКИК) ООН. Сделано это было еще 12 апреля 2010 года во исполнение обязательств Украины согласно ст. 4 и 12 РКИК ООН и ст. 7 Киотского протокола к конвенции.
После рассмотрения этого документа экспертно-рецензионной группой секретариата РКИК ООН Украина получила предварительные выводы, свидетельствующие о необходимости срочной доработки кадастра.
Национальный кадастр парниковых газов Украины за 1990-2008 годы уже опубликован, и отозвать его невозможно. Теперь можно только выполнять требования экспертно-рецензионной группы секретариата РКИК ООН, а также учесть ошибки при разработке следующего кадастра за 1990-2009 годы.
Украинской стороне удалось кое-что смягчить в выводах экспертов, но угроза применения санкций остается. И, по большому счету, избежать этого вряд ли удастся.
В выводах экспертов секретариата РКИК ООН зафиксировано, что Национальная система оценки выбросов парниковых газов Украины не в полной мере выполняет свои функции, как это предусмотрено руководящими принципами для национальной системы (п. 1, ст. 5 Киотского протокола).
Основные, самые жесткие замечания экспертов касаются следующего:
1. Отсутствие в Украине топливно-энергетического баланса.
2. Неполная отчетность в лесном хозяйстве, в том числе согласно п. 3 и 4 ст. 3 Киотского протокола.
3. Предоставление в неполном объеме исходной информации, использованной при расчетах выбросов парниковых газов.
И это только основные замечания, а всего разной остроты замечаний у международных экспертов к украинской стороне насобиралось более сотни.
Однако основное замечание касается качества функционирования Национальной системы оценки выбросов. Кадастр же является фактически конечным результатом функционированияэтой системы, и усилия Нацагентства экоинвестиций будут направлены именно на оптимизацию и развитие Национальной системы оценки выбросов.
Справка. Национальный реестр - национальный государственный реестр движения (продажи/передачи) прав собственности на установленные количества и единицы сокращения выбросов. Наличие сертифицированного реестра обязательно для участия страны в торговле квотами на выбросы парниковых газов. В Украине реестр прошел тестирование на совместную работу с международным журналом трансакций и получил высокую оценку экспертов секретариата ООН, проверявших работу Национального реестра.
Кадастр (инвентаризация) выбросов- учет антропогенных выбросов парниковых газов, проводимый странами в соответствии с методикой Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), утвержденной РКИК ООН. Стороны Приложения I обязаны ежегодно направлять в секретариат организации кадастр выбросов парниковых газов. Учет парниковых газов в подавляющем большинстве случаев предполагает не измерение, а расчет выбросов и поглощения. Хотя возможно и проведение измерений, если такое решение будет принято на национальном уровне.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Аллы Еременко «Статус соответствия: прецедентов выхода из Киотского протокола не было. Но проблемы с Национальным кадастром парниковых газов негативно влияют на инвестиционную привлекательность Украины».