UA / RU
Поддержать ZN.ua

За первый квартал бюджет недополучил с "теневого" бензина более 1 млрд грн акциза и НДС

Как минимум пятая часть рынка бензинов в Украине находится в тени. Но госстатистика учитывает далеко не все объемы.

Масштабы теневого бизнеса на рынке нефтепродуктов начали расти. За первый квартал 2015 г. только с бензина бюджет недополучил не менее 1 млрд грн акциза и НДС, пишет в своей статье для ZN.UA Сергей Куюн.

Как отмечает автор, основная добыча "теневиков" - "большой" акциз. В связи с девальвацией национальной валюты (а акцизы установлены в евро) вместе с НДС этот налог составляет 4,5 грн на каждом литре бензина. В сумме со средней нормативной наценкой на АЗС общий "выхлоп" составил в январе-марте около 6 грн/л. Если же в себестоимости нет и НДС, как это получается при контрабанде, то доходность теневого нефтепродуктового бизнеса увеличивается до 10 грн с литра, или фактически до 50% от цены реализации нефтепродуктов.

Определить минимальный объем теневого рынка нефтепродуктов достаточно просто. Потребление бензинов в январе-марте 2015 г. составило 507 тыс. т, тогда как на рынок было поставлено 418 тыс. Разница в 90 тыс. т, или почти 20%, и есть теневым рынком. В налогах сумма бюджетных потерь составила около 430 млн грн акцизного сбора и около 400 млн грн НДС, отмечает автор материала.

Читайте также: Нелегальный бензин "украл" из госбюджета 5 млрд грн в 2014 году

Очевидно, указанный объем - лишь некая начальная точка отчета, поскольку госстатистика учитывает далеко не все объемы потребления нефтепродуктов. "Не менее трети всех АЗС в Одесской и Николаевской областях сегодня торгуют контрабандным бензином и дизтопливом, которые приходят через порты в Николаеве, Очакове, Килии и Измаиле", - уверен один из крупных трейдеров.

Сигналы о контрабандных поставках через морские порты слышны все чаще и чаще. Схема выглядит так: в нейтральные воды заходит танкер с грузом нефтепродуктов 3–5 тыс. т, растаможивается 200–300 т, но по этим документам впоследствии разгружается весь объем. На явный "прогресс" указывают наблюдения местных операторов: если раньше разгрузка танкеров с контрабандой велась преимущественно ночью, то сейчас все больше днем.

"Николаевским гаишникам уже запретили останавливать бензовозы, таможенники и пограничники нейтрализованы действиями курирующих их спецслужб на уровне высоких киевских кабинетов", - сообщает источник в трейдерских кругах. Попытки предметнее разузнать ситуацию в одесских степях в районе Килии для одной из "исследовательских" групп закончились бегством через камыши под автоматными очередями…

Какой объем поступает на рынок нефтепродуктов Украины, учитывая вышесказанное, неизвестно. По наблюдениям операторов, не менее одной "лодки" в неделю. А это еще 12–20 тыс. т минимум, что увеличивает оценочные бюджетные потери в первом квартале в намного больше чем 1 млрд грн.

"Есть надежда, что ситуация изменится: с 1 апреля на производствах нефтепродуктов должны заработать акцизные посты. На Шебелинском ГПЗ компании "Укргаздобыча" такой пост начал работу в намеченный срок. Проблема в том, что основной объем - "левак" - идет не с НПЗ, а с нефтебаз, которые снова остались за пределами системного внимания фискалов", - заключает автор.

Подробнее читайте в материале Сергея Куюна "Неуловимый акциз" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".