UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: Повышение учетной ставки не спасет рубль от обесценения

Ценность валюты больше зависит от торговых потоков, чем от финансовых, поэтому повышение учетной ставки не поможет Москве.

Валютный кризис в России может развиваться не по классическому шаблону для развивающихся рынков. Вместо резкого обесценения, вызванного болезненным повышением процентных ставок, скорее всего, произойдет медленное, но неумолимое падение.

Во вторник Банк России повысил стоимость заимствований с 8,5% до 12%, пытаясь остановить падение рубля. Днем ранее 1 доллар на короткое время стоил 102 рубля, что заставило руководителей российского Центробанка созвать экстренное совещание. Во вторник обменный курс снова упал после того, как ожидание повышения процентной ставки вызвало лишь кратковременное возобновление.

«Движущей силой этих изменений стало сокращение положительного сальдо торгового баланса России. В июне экспорт, измеренный в долларах США, упал на 38% по сравнению с предыдущим годом. Отчасти это произошло по вине глобального падения цен на сырьевые товары. В то же время, импорт вырос на 18%, поскольку восстановление российской экономики и мягкая фискальная политика привели к увеличению внутренних расходов. В июле инфляция подскочила до 4,3%», – объясняет Wall Street Journal.

Издание отмечает, что, однако, на этот раз рубль не упал так низко, как после начала вторжения в Украину в прошлом году, несмотря на беспрецедентные масштабы начавшейся против России с той поры экономической войны.

Читайте также: Миллиардеры и госкомпании РФ будут обязаны сдавать валюту для стабилизации рубля к выборам 2024 года

«Это возобновляет старую дискуссию: действительно ли санкции против России работают? Похоже, что ответ: да, но не совсем так, как планировалось», – пишет американское издание.

Отрыв России от международной валютной системы и эмбарго на резервы ее Центрального банка были рискованными шагами, которые преследовали цель нарушить функционирование банков и привести к экономическому коллапсу. Этого не случилось. Между тем зависимость западных стран от российского газа не позволила им ввести полный запрет на экспорт, что позволило Москве продолжать получать доходы и увеличивать военные расходы. Торговля сместилась в Азию, ограничение цен на нефть в значительной степени удалось обойти, а российские банки продолжали накапливать золотовалютные резервы.

В результате рубль потерял доступ к большинству иностранных финансовых потоков, но не к торговым потокам, которые всегда являлись его главной опорой. Контроль за движением капитала также помог валюте, не позволяя людям забирать сбережения из российских банков.

Однако эта ситуация также означает, что инвесторы перестали покупать российские финансовые активы, даже если они предлагают более высокую доходность. Резкое повышение процентных ставок при первых признаках проблем может считаться фирменной стратегией главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Эту стратегию недавно скопировали многие развивающиеся страны. Но на этот раз она может дать только приглушенный результат.

Читайте также: Санкции душат Россию и ее рубль – Bloomberg

«Забегая вперед, можно сказать, что рубль, скорее всего, будет отражать прогрессирующее ухудшение производственного потенциала России. Ограничения на импорт иностранных технологий были санкциями, которые действительно имели значение. Они, а также решения многих западных фирм покинуть страну, могут привести к обеднению российской экономики, которое нельзя отразить в показателях ВВП», – говорится в статье.

В то время как закупки Россией средне- и высокотехнологичной продукции из ЕС резко упали, исследователи обнаружили, что ее импорт из стран, не введших санкции, существенно не вырос, за исключением, возможно, полупроводников из Азии.

Многие российские отрасли промышленности, включая фармацевтику, машиностроение и IT, были разрушены. В отсутствие импорта новых иностранных транспортных средств потребители подняли цены на подержанные автомобили до небес, а авиакомпании начали разбирать самолеты на запчасти, чтобы сохранить в небе свои парки Boeing и Airbus. Производство альтернатив, таких как автомобили Lada и самолеты Sukhoi Superjet 100, упало из-за их зависимости от иностранных компонентов. Возросло количество авиакатастроф. Многое из этого ухудшится, поскольку подержанные западные товары стареют, о чем свидетельствует опыт Ирана.

Да, некоторые пробелы заполняются контрабандой и перепродажей товаров через третьи страны. Российских альтернатив западным технологиям со временем станет больше, особенно с помощью Китая. Кроме того, рубль может восстановиться, если цены на нефть продолжат расти, или если монетарная и фискальная политика станет достаточно жесткой, чтобы существенно снизить импорт.

«Но это загоняет Россию в старую ловушку, влияющую на экономики развивающихся стран. Каждый раз, когда экономический рост возобновляется, импорт растет больше, чем экспорт, и валюта страдает. Сегодняшняя ситуация свидетельствует о том, что эта проблема будет донимать Владимира Путина больше, чем когда-либо», - пишет Wall Street Journal.

Читайте также: Российский рубль в тройке худших валют среди развивающихся рынков - Bloomberg

Стоимость рубля уже давно используется россиянами в качестве быстрого индикатора здоровья страны. Долгое правление Путина можно частично объяснить тем, что ему удалось избежать валютных кризисов, распространенных при его предшественнике Борисе Ельцине, в частности, в 1992 и 1998 годах.

Возможно, более медленное обесценение рубля не станет тем взрывом, на который надеялись оппоненты Путина после его вторжения в Украину. Но и медленный экономический спад тоже может быть достаточно болезненным.