По информации источников ZN.UA в украинском Минэнерго, Westinghouse готов существенно увеличить производство топлива для украинских АЭС на своем заводе в Швеции и объемы регулярных поставок в нашу страну, что позволит значительно уменьшить форс-мажорное время для обеспечения теплосборками все 13 реакторов ВВЭР-1000.
"Так, если при сегодняшней доле украинского рынка в 6 энергоблоков американской компании требуется 12 месяцев для наращивания производства до 13 реакторов, то, как свидетельствуют наши источники, увеличение доли Westinghouse до 9 реакторов позволит снизить форс-мажорные сроки поставки до 6 месяцев, а доля в 11-ть реакторов уменьшит это время до 2 месяцев", - пишет обозреватель отдела международной политики Татьяна Силина в своей статье для ZN.UA.
При этом НАЭК "Энергоатом" втихаря подписывает соглашение с россиянами и закрепляет за ТВЭЛ до 2025 г. доминирующее положение на украинском рынке (8 реакторов).
"Вместо того чтобы позволить Westinghouse нарастить производство и, следовательно, значительно снизить время форс-мажорной поставки в случае прекращения поставок из России, "Энергоатом" продолжает активно закупать топливо у россиян, чтобы создать внушительный запас на случай, если в Москве вдруг решат создать Украине проблемы еще и в ядерной энергетике", - отмечает автор.
Сам глава НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский в интервью ZN.UA подтвердил, что американцы ставили вопрос об увеличении поставок. Но при этом заметил: "Мы всем поясняем нашу стратегию диверсификации поставок топлива для атомных реакторов – не более 60% поставок от одного производителя", "это может быть 60х40, 40х60 или 50х50".
"Допустим. Но почему во время российской агрессии 60% - у российского ТВЭЛ, а 40% довольствуется Westinghouse, у которого контрактные обязательства перед украинской стороной обеспечить наши АЭС топливом в случае прекращения поставок из России? И 7 реакторов с 2021 г. – это все еще даже на 50%, а менее 47%. И это если считать доли в реакторах. А если взглянуть на статистику закупок Украиной ядерного топлива в денежном эквиваленте, то в 2017 г. доля ТВЭЛ, согласно данным украинского Госстата, составила 69,17% (368 млн 964,1 тыс долл.), Westinghouse (Швеция) – 30,83% (164 млн 458,2 тыс долл.); за девять месяцев 2018 г. у ТВЭЛ - 66,7%(243 млн 398,3 тыс долл.), у Westinghouse (Швеция) – 33,3%(121 млн 405,4 тыс долл.)", - подытоживает обозреватель.
Подробнее о соглашениях с российским "ТВЭЛом" и американским Westinghouse и о возможных последствиях для Украины читайте в статье Татьяны Силиной "Полураспад нацинтереса" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".