Одним из самых болезненных вопросов при выполнении внешнеэкономических договоров по реализации сельскохозяйственной продукции является ее транспортировка к контрагенту, пишут Маргарита Брянская и Богдан Яськив в статье «Война автоматически не отменяет выполнения ранее взятых бизнес-обязательств».
Основной проблемой при этом является блокада морских портов Украины, из которых осуществлялось почти 90% экспорта. На сегодняшний день структура логистики показывает, что по железной дороге выполняется около 60% от объема, 25% — автомобильным транспортом, а остальное — комбинированным способом с привлечением логистической системы стран-соседей (Румынии, Польши, Словакии и др.)
Как известно, в сфере международной торговли наиболее распространенным фреймом являются правила Инкотермс. Обновленные правила Инкотермс 2020 года уже не предусматривают возможности самовывоза покупателем товара, что для агробизнеса и в целом неактуально.
Но вариант доставки до терминала или на судно перевозчика в условиях блокады украинских портов реализовать невозможно, если только речь не идет о портах Рени и Измаил с ограниченной пропускной способностью объемов перевалки.
Фактически украинские аграрии, являющиеся стороной внешнеэкономических контрактов, вынуждены в условиях блокады портов и разрушения производственных мощностей или запасов в результате боевых действий инициировать изменения в условия ранее подписанных контрактов в части способа и/или сроков поставки агропродукции либо прекращать такие обязательства в связи с невозможностью их выполнения в натуре.