UA / RU
Поддержать ZN.ua

Власть хочет забрать у громад акциз на топливо в пользу «Большой стройки», мэры против

В ближайшее время парламент будет голосовать поправки в бюджет. Речь о 8,5 миллиардах грн.

Накануне местных выборов мэры выиграли бой за 60% налога на доходы физических лиц – Верховная Рада все же внесла изменения в Бюджетный кодекс. Но после выборов началась война за акциз на топливо.

Речь идет о 8,5 миллиардах грн – в ближайшее время парламент будет голосовать поправки в бюджет. Показательный момент – позиция фракции «За майбутнє», а также группы Коломойского в «Слуге народа» по поводу сохранения этой опции за местным самоуправлением.

«Акциз, с легкой руки Гройсмана, с 2015 года шел в громады, однако сейчас по замыслу (внимание!) – кураторов «Большой стройки» – должен уйти в «Укравтодор». И вдруг Коломойский – ключевой игрок на топливном рынке – выступает на стороне местного самоуправления, требуя оставить деньги громадам. Хороший ход «За майбутнє» как продолжение экспансии на политическом рынке», - объясняет редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова.

Кроме того, такой шаг – четкий месседж олигарха ЗеКоманде. Мол, ребята, не надо кивать на схемы «Привата» – свои прикройте.

О том, какую линию примет в этой истории Офис президента, и как будут развиваться события, ZN.UA спросило у одного из переизбравшихся мэров областного центра, попросив объяснить позицию местного самоуправления.

«Местные элиты выиграли выборы, ведутся активные консультации. Ермак дает нам четкие сигналы: «Ребята, у нас нет кислорода и медиков, помогите нам с деньгами, это же ваши граждане». А у нас встречный вопрос: вы офигели? Вы хотите еще 8,5 миллиардов бросить на «Большую стройку», а у нас просите помощи? Мало вам ковидного фонда?», - отмечает он.

Глава профильного подкомитета Виталий Безгин так комментирует ситуацию ZN.UA: «На этот счет действительно существуют разные мнения. Я думаю, что акциз на топливо в будущем году останется в громадах. По меньшей мере, подкомитет будет поддерживать его продление».

Хотя это не окончательное решение проблемы, признает Безгин. Идеальным вариантом глава подкомитета считает, если эти средства пойдут в спецфонд на местные дороги.

«Однако внедрить это сейчас, в период пандемии, это значит – убить несколько десятков громад, которые просто живут за счет этого акциза. Вследствие, кстати, неумелой добровольности в период объединения громад и случаев составления перспективных планов не в интересах реформы, а отдельных политиков», - добавляет он.

По информации ZN.UA, окружение нового куратора региональной политики ОПУ Кирилла Тимошенко уже презентовало президенту Владимиру Зеленскому акциз на топливо как возможный пряник для визави, с которого «красиво» начинать диалог с местными элитами.

Более того такая первая «маленькая победа» нового назначенца, с одной стороны, может выбить аргументы у оппонирующих власти мэров перед вторым туром, с другой – значительно подпереть шатающуюся противоковидную конструкцию власти.

«И очень вероятно, что на этот раз на линии ОПУ – ВРУ действительно возможен компромисс», - резюмирует автор.

Читайте также: Кабмин увеличил долю местных бюджетов в акцизе с горючего

Президенту Владимиру Зеленскому пора определиться, продолжает ли он укрепляться в рамках коридоров Банковой (тогда – случайные люди на ключевых направлениях, борьба за ресурсы и контроль над назначением «своих» глав администраций и прочее), либо строит реальные государственные укрепления, продвигаясь вглубь страны (тогда ставка на компетенции и реальное продолжение децентрализации). Что выберет президент? Читайте в статье Инны Ведерниковой «Фактор случайности» для читателей ZN.UA.