UA / RU
Поддержать ZN.ua

Валютные резервы как ключевые бастионы в периметре макрофинансовой обороны

Происходившее в начале войны с международными резервами, учетной ставкой и курсом гривны.

Во время военного положения возник риск заиграться с огнем. Валютные резервы начали сокращаться в первой половине 2022 года на фоне фиксации курса. Об этом вспоминает в своей статье доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Западноукраинского Национального Университета, член Совета НБУ (2016-2023 годы) Виктор Козюк «Как предотвратить валютные кризисы» на сайте ZN.UA.

Читайте также: Рост курса доллара: НБУ назвал причины дисбаланса между спросом и предложением валюты

Чтобы не повторить предыдущие кризисные события, НБУ в июне 2022-го прибег к повышению учетной ставки — сразу с 10 до 25%. Это в комплексе с другими мерами помогло предотвратить валютный кризис и существенно замедлить темпы роста цен. В конце концов, Нацбанк 2023 года смог вернуться к снижению учетной ставки, но осторожного, чтобы не сгенерировать новых рисков.

Читайте также: Гонка за доходностью. Что не так с процентной политикой НБУ

Как это часто бывает, положительные сдвиги макроэкономической ситуации в середине 2023 года — в начале 2024-го вызвали соблазн ряду экспертов продвигать идеи о необходимости существенного снижения учетной ставки. Ведь курс уже не фиксирован, инфляция замедлилась, валютные резервы на уровне, близком к историческим максимумам… Если посмотреть только на эту часть картины и забыть о важности международных резервов, в том числе для нужд обороны, то призывы о существенном снижении учетной ставки выглядят логичными. Однако наша реальность не столь однозначна — война продолжается и остается мощным фактором неопределенности.

Читайте также: Валютные интервенции НБУ выросли на 16,7% – почему НБУ тратит валютные резервы

В этих условиях валютные резервы остаются ключевым бастионом в периметре макрофинансовой обороны. А потому недавнее снижение учетной ставки и некоторое ослабление курса гривни является скорее способом сообщить о некоторых положительных тенденциях, чем сигналом о готовности к существенному снижению ставок. При этом центральный банк сообщает, что шаги по снижению ставки будут очень взвешенными.

Напомним, роль международных резервов растет в ситуациях шока. В 2014–2015 годах наиболее существенное повышение учетной ставки стало безальтернативным шагом, чтобы удержать обменный курс от еще большего падения на фоне самого низкого за всю историю объема резервов. Тогда международные резервы НБУ составляли менее 5 млрд долларов США, а курс гривны «прыгнул» от 8 грн/долл. до 27 грн/долл. Тогда Национальный банк увеличил учетную ставку с 7 до 29%.