Из-за военного вторжения РФ в Украине продолжаются боевые действия, а ракетные удары врага повреждают объекты критической инфраструктуры. Война также влияет на цены и возможность работы предприятий, которые производят продукты. Разрушение цепочек реализации молока-сырья, а также готовой продукции, целых молочно-сырьевых ферм и молокоперерабатывающих заводов повлекло за собой падение закупочных цен на молоко в марте сразу на 4,6 евро/100 кг. О таких итогах 2022 года для отрасли сообщила аналитик Ассоциации производителей молока Яна Линецкая, пишет издание Agronews.
Эксперт подчеркнула, что в мае-июле 2022 года цена в валюте стабилизировалась на уровне 37,55-37,76 евро/ц из-за наращивания экспорта. Однако повышение НБУ курса доллара к гривне в июле и последующее ее проседание на межбанке «вылилось» в проседание цены на молоко до 32 евро/ц. Цена начала плавно подниматься вверх на фоне укрепления гривны и роста цены на молоко в гривневом эквиваленте, которое было обусловлено активной экспортной деятельностью.
«В результате цена на молоко в ноябре зафиксировалась на уровне 36 евро/ц. В гривневом эквиваленте они оставляют без изменений и по сей день. Правда, валютный эквивалент просел из-за дальнейшего обесценивания гривны», – отметила Линецкая.
Сообщается, что закупочные цены на молоко к концу 2022 года были на 40% ниже, чем в ЕС и на 11%, ниже, чем в 2021-м.
Аналитик пояснила, что сейчас молочный рынок Украины работает под давлением ряда факторов, сдерживающих рост цен на молоко: сокращение потребительского спроса внутри страны, рост безработицы, что свидетельствует о снижении потребления молочных продуктов в краткосрочной перспективе, рост себестоимости производства из-за кризиса в энергетической системе, обесцениванием гривны.
Однако молокоперерабатывающая отрасль имеет свободные мощности для переработки молока.
«С конца февраля-марта производство молока в стране имеет шансы на рост, поэтому развитие рынка будет зависеть от активности спроса, как внешнего, так и внутреннего», – отметила она.
Линецкая подчеркнула, что диверсификация внешних рынков сбыта и поддержка внутреннего потребителя посредством снижения ставки НДС на молоко-сырье и молочные продукты, а также внедрение нацпрограммы «Школьное молоко» будут ощутимой поддержкой для выживания и восстановления украинской молочной отрасли.
Продовольственные магазины начали тестировать покупателей новыми ценниками. Похоже, розничная торговая сеть решила не пугать покупателей в первые дни нового года, а выдержала паузу и теперь начала обновлять ценники. Какие цены на продукты ожидают украинцев – читайте в материале эксперта в области сельского хозяйства информационно-аналитического центра «АГРО ПЕРСПЕКТИВА» Ларисы Гук «Новая волна существенного подорожания продуктов питания началась с овощей» на ZN.UA.