Февральские тендеры на закупку нефтепродуктов двумя крупнейшими государственными потребителями - Министерством обороны и "Укрзалізницею" в который уж раз подтвердили, что госзакупки остаются злободневной темой. Дабы зацементировать прогрессивные изменения в сфере госзакупок топлива, осталось сделать несколько небольших, но очень важных шагов. Об этом в статье в ZN.UA пишет эксперт, руководитель "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
А главное, не обеспечивают неизбежность поставок нефтепродуктов, что в случае с обоими стратегически важными покупателями крайне небезопасно.
В сфере закупок нефтепродуктов "Укрзалізницею" в 2015 г. произошла революция. Самое главное - тендерные цены впервые за много лет начали соответствовать рыночному уровню.
Нельзя сказать, что ломка "топливных" устоев в "Укрзалізниці" прошла безболезненно, но некоторые изменения очевидны.
С усилением конкуренции на торгах на повестке дня появился вопрос формульного ценообразования, когда цена устанавливается автоматически, исходя из международных котировок дизтоплива, курса валют, ставок налогов и т.д. Фактически спор (торг) между поставщиками сводится к тому, у кого из них лучшие условия по привлечению финансирования и меньшие аппетиты. С целью внедрения этой прогрессивной практики усилиями в том числе новых специалистов "Укрзалізниці" в законе о госзакупках котировки Platts были легализированы и допущены к использованию.
По формуле цена была бы относительно стабильной, и "Укрзалізниці" не пришлось неоднократно повышать цены вслед за конъюнктурным ростом цен на внутреннем рынке и в итоге немало переплатить. Остается мощная роль человеческого фактора, который неизбежно создает риск коррупции.
"Самое время уточнить очень интересный момент: пересмотр цен происходит на основе справок предприятия "Держзовнішінформ", которое, будучи излишне клиентоориентированной организацией, при выдаче подобных справок тяготеет к максимальным значениям. (Видимо, неспроста эта организация из орбиты Минэкономразвития фигурировала в перечне названных Абромавичусом предприятий, к которым тянулись руки коррупционеров). По сути, многомиллионные суммы "Укрзалізниці" до сих пор зависят от справки клерка в гославке под названием "Держзовнішінформ", - пишет Куюн.
Самое опасное в случае с топливными тендерами Минобороны - невыполнение контрактов. При всей важности цены, но от надежности поставщика напрямую зависит обороноспособность страны. И заведомо рискованные эксперименты с поставщиками, обладающими копеечными уставными фондами, абсолютно неуместны. Пусть их фонды и были бы мизерными, но гарантии поставок - железобетонными. Но гарантий нет. Как минимум это грозит потерей времени, максимум - рискуем жизнями бойцов.
Бесспорным позитивом в процедуре закупок нефтепродуктов "Укрзалізницею" и Министерством обороны являются повышение открытости и снижение цен до рыночного уровня. Однако эта шаткая система постоянно норовит уйти "налево" - уж очень велики объемы, деньги, соблазны.
"Обоим структурам необходимо снова вернуться к изучению формульных контрактов, которые, прежде всего, позволят избежать любых претензий в предвзятости", - считает Куюн.
Для "Укрзалізниці" актуально создание более устойчивой модели снабжения с привлечением нескольких поставщиков.
Минобороны стоит позаимствовать опыт железнодорожников по части залогов для участия в тендерах - это отвадит случайных участников. И никакой дискриминации: залог до 3% от стоимости предполагаемого лота допускается законом о госзакупках. При этом залог ты теряешь, если отказываешься от своего предложения. Поставщик должен знать, что рискует не только репутацией, но и деньгами. Не помешает и второй залог, банковский, который автоматически будет уходить в Минобороны в случае, если поставщик не выполняет контракт на поставку топлива. Не будут лишними и справки о выполнении крупных контрактов, дабы не было экспериментов над стратегически важными государственными органами.
Больше читайте в статье Сергея Куюна "Формула против "зради" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".