Уровень безработицы в России в апреле упал до рекордно низкого показателя в 3,3% , впрочем, это демонстрирует нехватку рабочей силы, которая сдерживает экономический рост, пишет Reuters.
В результате наложенных на нее из-за полномасштабного вторжения в Украину санкций, ВВП России в 2022 году сократился на 2,1%, что лучше ожидаемых показателей.
По оценкам российского министерства экономики, в апреле ВВП вырос на 3,3%, причем самый большой рост продемонстрировали розничные продажи и промышленное производство. Однако этот рост, прежде всего, ощутим благодаря чрезвычайно низким прошлогодним показателям.
Впрочем, статистические данные показывают, что для России не все так радужно, как ей хотелось бы показать. Розничные продажи, ключевой показатель потребительского спроса, упали по сравнению с мартом на 0,1%, а промышленное производство – на 5%. В целом рост экономики в апреле замедлился до 0,2%, сообщили в министерстве.
В свою очередь, корпоративная прибыль в первом квартале упала на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а капитальные инвестиции составили лишь 0,7% по сравнению с 13,8% в том же квартале прошлого года.
Рост военного производства и огромные государственные расходы привели к тому, что российская промышленность функционирует, в частности, только для смягчения экономического удара, однако ее возвращение к долгосрочному процветанию — перспектива очень далекая даже по собственным экономическим прогнозам России.
Одной из главных проблем является рынок труда. Хотя члены правительства представляют людям высокую занятость как признак экономического здоровья, однако дефицит рабочей силы в сочетании со слабым рублем и общей неопределенностью является одним из главных факторов, сдерживающих Россию от промышленного роста.
По словам Сергея Цухло, экономиста российского Института Гайдара, российская промышленность испытывает самый высокий уровень нехватки кадров с 1996 года.
Он подчеркнул, что российский рынок кардинально изменился после начала санкционной войны, и массовые и дорогие бренды покидают страну. Их можно было заменить российской продукцией легкой промышленности, но, по словам эксперта, ее некому производить.
В основном в РФ убеждены, что хуже всего позади, экономика адаптировалась к санкциям, бизнес подстроился, альтернативные рынки нашлись и впереди только ренессанс.
Юлия Самаева рассказывает об «Антирекордах российской экономики», которые доказывают, что одним только положительным мышлением не обойтись, если ты министр финансов или глава центробанка.