В освобожденных городах Киевской, Черниговской и Сумской, где по данным Минрегиона, было разрушено 129 тысяч объектов жилого фонда, сложилась критическая ситуация с обеспечением людей жильем, а в отдельных городах вообще вызревает социальный бунт. Об этом говорится в материале Инны Ведерниковой и Георгия Могильного - "Разрушенное восстановление. Почему украинцам некуда возвращаться " для ZN.UA.
"На фоне непрерывной трагедии Николаева, Запорожья, Харькова, кто вспоминает, что происходит с разрушенными Ирпенем, Бородянкой и поврежденной Бучей? Кто думает о том, как там будут зимовать люди? Кого вообще интересует, что сделано через шесть месяцев после освобождения городов на Киевщине, Черниговщине и Сумщине. Это именно о том, как война все списывает и как этим удачно пользуется власть", - подчеркивают авторы.
Отмечается, что большинство обещаний так и остались невыполненными, а денег из Резервного фонда было выделено лишь мизерные 5% от необходимого.
"По информации наших источников в Минрегионе, было разрушено 129 тысяч объектов жилищного фонда. Из них 114 тысяч — частные дома, 15 166 — многоквартирные. Если погрузиться в структуру, то 17 тысяч домов нуждаются в текущем ремонте, 23 тысяч — капитальном, а 73 тысячи домов разрушены полностью. Власть и государственная, и местная с весны обещала помочь с восстановлением. Однако большинство обещаний так и остались невыполненными. На все это ", – говорится в материале.
В некоторых общинах ситуацию обострили кадровые пертурбации и люди на грани социального взрыва, поскольку невозможно решить никаких вопросов.
"В Гостомеле уже второй глава ВГА, более половины пострадавших еще не имеют на руках даже актов об обследовании имущества. В общине назревает социальный бунт. В Бородянке новый и.о. главы, там вообще сейчас невозможно разобраться, кто и за что отвечает", – утверждают авторы статьи.
Ситуация очень критическая, в частности, у людей, чье жилье повреждено, но в известной степени было пригодно для проживания летом.
"Многие люди финансово не в состоянии сделать ремонт за свой счет, поэтому с наступлением холодов будут вынуждены пополнить ряды беженцев и искать себе убежища", - говорится в материале.
При этом Кабмин выделял из Резервного фонда госбюджета какие-то деньги на ремонт поврежденных домов, начиная с апреля. Но сразу же стали очевидны проблемные нюансы.
Так, на проведение первоочередных работ по восстановлению поврежденных объектов Кабмин выделял средства независимо от формы собственности в два этапа. Сначала копейки — на текущие ремонты, а вот строчка капитальных затрат, включая ремонт крыш и стен, была открыта вообще только в августе.
При этом приоритет работ расставляли на местах, денег на все и сразу не хватало: право ремонтировать жилые дома было, но не было обязанности это делать. Все решал человеческий фактор, плюс решение власти замкнуть весь финансовый и организационный механизм на уровне областей и Минрегиона., оставив общинам функцию фиксирующих исполнителей", - говорится в материале.
Авторы статьи приводят мнение чиновника одного из городов под Киевом, который объяснил, где власти совершили сразу ошибку, повлекшую последующие проблемы. Причем ситуация до сих пор остается без изменений.
"Нужно было иначе строить процедуру: сразу пустить подрядчиков в здания, чтобы они сами мерили окна и на месте закрывали актом выполненных работ. Мы бы уже пол города застеклили! А так, например, у нас более девяти тысяч поврежденных объектов и почти в каждом нужно ставить окна, но мы, несмотря на все желания, не можем физически объехать каждый дом, это год заберет, поэтому фиксируем размеры примерно — по максимальному объему и смете, после двух месяцев волокиты (отсылаем данные в область, из области - в Кабмин и потом все назад) подрядчик, которого определяет область, снова все меряет. И уже он закрывает актами выполненных работ тот объем, который нужен фактически. То есть получается, что мы выполняем глупую работу. И это в военное время, когда еще несколько месяцев - и людям негде будет укрыться от холода", - заявил чиновник.
Но это только верхушка айсберга, поскольку речь идет об объектах первой категории, куда не попадали снаряды и где есть незначительные повреждения.
А там, куда попали, не поставишь окно, там нужно делать капремонт, разбирать этажи. Во-первых, для этого нужны механизм и деньги. Во-вторых, должен быть проект реконструкции. Это уже совсем другой объем работ.
"Кто должен делать проект реконструкции (кто заказчик, а кто исполнитель?). Каков механизм отбора подрядчика? И, наконец, финансирование. Поэтому все, что обследовали наши комиссии, пока положено в ящик. Как горсовет может потратить деньги? Как мы можем тратить деньги на частный сектор, если это противоречит бюджетному кодексу? Нам нужны процедура и закон", - добавил чиновник.
В сентябре, когда уже стало совсем подгорать по срокам, Кабмин все же опустил процедуру на уровень громад — и подрядчиков в общинах начали искать, и акты на месте делать. Тем самым дали местному малому бизнесу, раздавленному войной, как-то удержаться на ногах. Однако время было критически утрачено.
"Таким образом, некоторым из пострадавших посчастливилось получить хоть что-то, но большинство, кто не мог ремонтировать собственных домов самостоятельно, получили отписку с предложением терпеливо ждать принятия законопроекта №7198", - пишут авторы материала.
О том, как война все списывает и как этим удачно пользуется власть, читайте в материале "Разрушенное восстановление. Почему украинцам некуда возвращаться".