Во время работы на девятым пакетом санкций против России, в ООН давили на ЕС с целью содействия российскому экспорту продуктов питания и удобрений в соответствии с соглашением с Кремлем, которое являлось частью соглашения, разблокировавшего украинский экспорт зерна из Черного моря в начале этого года. Об этом пишет The Wall Street Journal .
Хотя ЕС и без того руководствуется положением законодательства о санкциях, которыми созданы исключения для продуктов питания, удобрений и других ключевых гуманитарных товаров, однако реальность оказалась более сложной, отмечается в материале.
В соответствии с девятым пакетом санкций, принятым в четверг после нескольких дней споров внутри блока из 27 стран, было решено, что национальные правительства могут разморозить активы, если это необходимо для поставок удобрений. Об исключениях необходимо уведомлять Европейскую комиссию, исполнительный орган ЕС, чтобы обеспечить их надлежащее применение.
Чтобы предотвратить обход санкций, исключения будут применяться только к физическим или юридическим лицам, связанным со значительным российским агропродовольственным бизнесом, работавшим в этой области до введения санкций. Снабжение также должно быть частью программы ООН или направляться в развивающуюся страну, на которую распространяются приоритеты ООН в области продовольственной безопасности.
Но против ослабления режима санкций решительно выступали Польша и Литва, считавшие, что более широкое ослабление ограничений может позволить российским чиновникам обойти санкции ЕС. Они были категорически против предложений по прямому исключению конкретных российских олигархов.
Кроме того, государства-члены ЕС с большими портами были обеспокоены тем, что исключения не будут достаточно сильными или четкими, чтобы суда, перевозившие удобрения и пищевые продукты, могли свободно приходить и выходить. По крайней мере, одно государство-член ЕС в четверг вечером в последний момент созвало таможенные органы, чтобы убедиться, что предложенные правила позволят транзит.
По словам чиновников, участвовавших в переговорах, исключение должно значительно улучшить транзит удобрений через блок, хотя они признают, что трудности могут остаться.
Однако существует одна потенциальная проблема - определить, какие страны считаются приоритетными пунктами назначения ООН, и убедиться, что конечный пункт назначения соответствует заявленному.
Решение ЕС было принято после нескольких месяцев обсуждений, в течение которых ООН работала над содействием российскому экспорту продуктов питания и удобрений в соответствии с соглашением с Кремлем, которое было частью зернового соглашения и разблокировало украинский экспорт зерна из Черного моря в начале этого года.
При этом, отмечается в материале, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и официальные лица ООН работали с Европейской комиссией и государствами-членами ЕС над "дальнейшим уточнением и полной реализацией исключений пищевых продуктов и удобрений для более эффективного решения проблемы глобальной продовольственной безопасности".
Напомним, для разблокирования экспорта украинского зерна между РФ и ООН был заключен меморандум по экспорту российской сельхозпродукции.
В сентябре в России обвинили "западные страны" в срыве меморандума. В частности, заявили, что логистические санкции Евросоюза против России свидетельствуют о нежелании Брюсселя действовать в соответствии со стамбульскими договоренностями по экспорту сельхозпродукции.
Текст упомянутого меморандума в открытом доступе никто не видел. Он существует только в пересказе российских СМИ. И, согласно утверждениям российской прессы, в документе якобы закреплены обязательства ООН устранить "созданные США и ЕС препятствия для экспорта зерна и удобрений". А именно:
- обеспечить беспрепятственные поставки русских продовольствия и удобрений на мировые рынки;
- устранить санкции США и ЕС в сфере финансов;
- устранить санкции США и ЕС в сфере страхования и логистики;
- исключить указанную российскую продукцию из-за действия санкций.
В этой связи в Украине отмечали, что непонятно, каким образом ООН могла гарантировать вопрос далеко вне юрисдикции этой организации. И сомнительно, чтобы российский МИД, поставивший подпись под этим документом, не осознавал полномочий ООН и механизма отмены санкций, принятых совсем на другом уровне.