В "Укрзалізниця" заявили, что по результатам работы в июле УЗ впервые с начала текущего года получит негативный финансовый результат. Руководитель компании Евгений Лященко подчеркнул, что основной причиной является ухудшение структуры перевозок грузов, в том числе увеличение объемов перевозок грузов, которые УЗ почему-то назвала "убыточными". Генеральный директор Федерации работодателей транспорта (ФРТУ) Владимир Гусак отметил, что "Укрзалізниця" несет убытки из-за безумного роста операционных расходов, информирует Центр транспортных стратегий.
"Монополист заявляет, что "доходы от перевозок железной и марганцевой руды не покрывают затраты на их организацию". Но на уровне объемов перевозок по видам грузов, противоречия в заявлениях УЗ становятся еще более очевидными. Перевозки руды в июле 2024 года были наименьшими с начала года, главным образом за счет приостановки или сокращения объемов производства отдельными ГОКами", - сообщил Гусак.
Он пояснил, что, если руда для компании является "убыточной", то финансовый результат "Укрзалізниці" должен улучшиться.
"Но произошла противоположная ситуация — при снижении перевозок руды "Укрзалізниці стала убыточной. То есть, менеджмент УЗ либо намеренно, либо из-за своей некомпетентности вводит в заблуждение власть и общественность, ведь переменные расходы УЗ составляют всего 20% от тарифа. И каждая дополнительная тонна груза приносит УЗ значительную дополнительную прибыль", - добавил он.
Гусак напомнил, что за семь месяцев этого года общий объем перевозок компании вырос на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
По его словам, возобновление экспорта позволило увеличить объем производства украинских предприятий, в частности, горнопромышленного комплекса и одновременно увеличило доходы "Укрзалізниці". За первое полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году они выросли на 8,5 миллиарда гривень – почти на 20%, что коррелируется с объемами роста перевозок.
"Почему же тогда компания заявляет об угрозе убыточности? Давайте посмотрим на расходную часть. В I полугодии 2024 года по сравнению с I полугодием 2023 года общие операционные расходы "Укрзалізниці" выросли более чем на 10 миллиардов гривень или более 25%. Особенно бросается в глаза просто безумный рост так называемых "других операционных расходов" - на 2,5 миллиарда гривень или 80%! Создается впечатление, что нынешнее руководство откровенно не хочет контролировать и уменьшать расходы предприятия", - указывает Гусак.
Генеральный директор предложил дать объяснение менеджменту УЗ о резком росте затрат и обнародовать эти расходы.
"Создается впечатление, что в лучшем случае этот рост расходов просто неконтролируем. В результате такой работы "Укрзализныця" вынуждена искать дополнительные средства и вновь говорит о так называемой унификации тарифов, что де-факто является ростом цен на железнодорожные перевозки. Но в нынешних условиях повышение тарифов будет означать остановку производств на время, а некоторые и вовсе вынуждены будут закрыться. Соответственно, остановятся перевозки. Тогда руководство "Укрзалізниці" на практике сможет проверить свое крайне противоречивое утверждение о том, что рост перевозок приводит к убыткам, а уменьшение – к прибылям", - добавил он.
Напомним, несколько дней назад руководитель "Укрзалізниці" Евгений Лященко заявил, что компания закончила июль-август с убытком 600-700 миллионов гривень, а также ожидает небольшой ущерб по итогам года. Он подчеркнул, что связи с в этим УЗ нуждается в повышении тарифов на грузовые перевозки. Первое полугодие компания закончила с прибылью более трех миллиардов.
В Европейской Бизнес Ассоциации заявили, что УЗ необходимо сосредоточить внимание на сокращении расходов (например, операционных) и росте грузовой базы, а не на повышении тарифов.