Сложно не заметить, что условия реструктуризации для малого и среднего бизнеса предлагаются выгоднее, чем для физических лиц. Да и когда речь идет о рознице чистой воды, то насчитанные пеня и проценты составляют 75% всех долгов, а если посмотреть на структуру долгов физлиц-предпринимателей и малого бизнеса, то пеня и штрафы там составят только 50% долга. Получается, что банк к мелким предпринимателям лояльнее не только на этапе реструктуризации, но и в момент выдачи кредита. Это во многом объясняет причину возникновения токсичного кредитного портфеля физлиц.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Юлия Самаева. По ее мнению, украинский банковский сектор не умеет работать с розницей. Потребительский сегмент кредитования годами игнорировался банками, считался неперспективным и побочным. С 2008 г. доля кредитов физлицам в общем кредитном портфеле банков планомерно сокращалась с 36,4 до 15,7% в 2016 г.
"Несмотря на то, что сегмент потребительского кредитования на сегодняшний день чуть ли не единственный, который может развиваться и имеет наибольший потенциал для роста, динамика этого роста обескураживает: 15,7% от общего кредитного портфеля банков в 2016-м, 17% - в 2017-м, 17,7% - по итогам первого полугодия 2018-го", - отмечает обозреватель.
В прошлом году USAID в рамках проекта "Трансформация финансового сектора" проводил исследование рынка потребительского кредитования в Украине. Для исследования был выбран метод "тайного покупателя". Тайные покупатели, посетив финучреждения, обнаружили, что отношение банкиров к клиентам-физлицам, мягко говоря, партнерским и прозрачным не назовешь. Например, банки зачастую не сообщают клиентам основные условия сотрудничества - конечную стоимость кредита, реальную процентную ставку, наличие в продукте дополнительных комиссий. Менеджеры отделений не всегда могли и хотели объяснять тайным покупателям все эти тонкости, более того, только в 15% случаев они позволили потенциальным заемщикам взять с собой копии кредитных соглашений, чтобы ознакомиться с ними дома.
"Те договоры, которые тайные покупатели в итоге смогли вынести из отделений украинских банков, их ужаснули. Почти 55% соглашений содержали условия, нарушающие право заемщика вернуть кредит досрочно, свыше 50% - навязывали заемщику дополнительные условия, почти 50% - оставляли за банком право в одностороннем порядке менять любые условия договора, свыше 30% - не содержали детального описания общей стоимости кредита, а 17% - вообще не имели графиков платежей, - пишет автор. - По сути банки собственноручно создают предпосылки для отказа клиента обслуживать его кредит. Ведь если при заключении договора человеку обещали одну стоимость кредита, а в итоге она выросла, если клиента "наказали" за попытку вернуть кредит раньше срока, если условия его договора с банком изменились без его ведома, желание не обслуживать такой кредит можно понять".
Подробнее о реструктуризации кредитов Приватбанка читайте в материале Юлии Самаевой "Понять и простить" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".