"Перелив" европейского рынка автотоплива и снижение закупочных цен не прошли незаметно и для украинских потребителей. Об этом пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95", и Иван Марченков, аналитик "Консалтинговой группы А-95", в статье - "Цены на бензин: неожиданное влияние Африки на европейский рынок топлива".
В частности, такая ситуация прослеживается по снижению спреда между бензином и нефтью в 2023-2025 годах: если два года назад разница составляла 235 долл./тонна, то в 2025-м - 148 долл./тонна. В пересчете это 3,4 грн/л, то есть на столько был бы дороже бензин на украинских колонках, если бы не профицит бензина в Европе.
По мнению авторов, этот эффект был бы более ощутимым, если бы не постепенное увеличение акцизов на моторные топлива, стартовавшее в сентябре 2024 года и продлившееся 1 января 2025-го.
Среди негативных последствий перепроизводства бензина — будущее давление на украинских нефтепереработчиков, которые будут восстанавливать свои заводы после завершения войны. Ведь конфигурация наших НПЗ тоже предусматривает увеличенный отбор бензинов. С другой стороны, повышенная конкурентоспособность внутреннего производителя будет обусловлена большими объемами отечественного биоэтанола — ключевого октаноповышающего компонента бензина, без которого продажа этого топлива запрещена с 1 мая. Так что перспективы хорошие, остается дождаться конца войны.
С другими материалами Сергея Куюна и Ивана Марченкова можно ознакомиться по ссылкам.
