UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская отрасль металлургии переживает глобальный кризис – Тарас Качка

Карантин из-за коронавируса стал лишь одной из проблем отрасли.

Украинская металлургическая отрасль переживает период глобального кризиса. Снижение спроса и падение цен на металл во всем мире из-за пандемии коронавируса заставили приостановить строительную и автомобильную отрасли промышленности и сократить объемы производства металлургических предприятий.

Однако, эта отрасль до сих пор является успешной. Доходы от экспорта металлургической продукции в прошлом году составили более 6 млрд долл. Это больше чем 10% от всего экспорта Украины, рассказал ZN.UA заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины и Торговый представитель Украины Тарас Качка.

Прошлый год тоже был непростым для металлургии, а четвертый квартал – вообще катастрофическим. Возможно, что на его фоне первый квартал нынешнего года будет выглядеть даже лучше. Хотя рисков и гораздо больше.

В настоящее время самым крупным риском для металлургической отрасли является логистическая проблема. Из-за массового введение карантинных мероприятий по всему миру гостранспортные компании ГП МТП "Южный" и АО "Укрализныця" не выполняют заявки украинских предприятий-экспортеров. Как следствие, за 2 месяца Украина сократила поступления от экспорта черных металлов на 15,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до $ 1 млрд 395,667 млн. На черные металлы за этот период пришлось 17,2% от общего объема поступлений от экспорта товаров против 20,84% за первые два месяца прошлого года.

Поставленные в затруднительное положение, Объединение металлургических предприятий Украины "Укрметаллургпром" и Федерация металлургов Украины (ФМУ) обратились в министерство инфраструктуры Украины с просьбой срочно обеспечить выполнение заявок украинских предприятий-экспортеров. Об этом заявлении 27 марта сообщило издание "Интерфакс-Украина".

Но, похоже, сейчас в Мининфраструктуры нет конкретного решения этой задачи.

"Это вопрос способности "Укрзализныци" доставить продукцию до портов, а портов переделать всю эту продукцию. Эти проблемы возникают регулярно, но единственный способ их урегулирования – это постоянный диалог. Но этот механизм готовит налаживание логистики по определенным категориям товаров, тарифах, производителях. Это определенные направления, сезонность, наличие вагонов, и тому подобное. Это ежедневная работа и ежедневная задача правительства. Но этот бурный разговор будет длиться долго, потому что это нахождение баланса интересов большого количества субъектов хозяйствования", - рассказал Тарас Качка.

Метпредприятия Украины в 2019 году снизили поступления от экспорта черных металлов на 12,1% по сравнению с 2018 годом - до $ 8 млрд 738,635 млн. На черные металлы пришлось 17,45% общего объема поступлений от экспорта товаров против 20,99% за 2018 год. Кроме того, Украина в 2019 году сократила экспорт металлоизделий на 6,1% - до $ 1 млрд 42,455 млн.

В настоящее время единственным экспортным потенциалом отрасли являются продажи железной руды в Китай. Украина за 2 месяца нарастила экспорт железорудного сырья (ЖРС) в натуральном выражении на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 7 млн 233,334 тыс. тонн. Экспорт ЖРС осуществлялся в основном в Китай (52,75% поставок в денежном выражении), Польшу (11,54%) и Австрии (6,58%). В 2019 страна увеличила экспорт ЖРС на 8,1% по сравнению с 2018 годом - до 39 млн 901,836 тыс. тонн, нарастив поставки в денежном выражении на 18,5% - до $ 3 млрд 398,958 млн. Экспорт ЖРС осуществлялся в основном в Китай (34,4% поставок в денежном выражении), Польшу (12,17%) и Чехию (10,13%).

"Металлургией мы занимаемся системно. Потому что это проблемы, связанные не только с развитием событий последних нескольких месяцев в связи с распространением коронавируса. Там существует глобальный кризис. Это и структурные изменения глобального рынка, и вопрос перепроизводства, борьбы против изменения климата. Все очень комплексно. На самом деле наша металлургия сейчас находится в центре такого огромного шторма, который продолжается уже достаточно долго. Поэтому мы работаем системно и стараемся понимать, что делать в международной торговле", - заявил торговый представитель Украины Тарас Качка.

О замедлении украинской промышленности из-за проблемы на "Укрзализныце" стало известно еще в 2018 году. Ключевые отрасли украинской промышленности – горно-металлургический комплекс, энергетика, химия, производство стройматериалов, а также аграрный сектор сильно зависит от железной дороги, которая является для них основным, а часто и безальтернативным перевозчиком. Поэтому логистические проблемы вызывают значительные потери для украинских экспортеров.

Подробнее о том, какие вызовы, угрозы и возможности становятся перед внешней торговлей в Украине, читайте в интервью Татьяны Силиной с торговым представителем Украины Тарасом Качкой "Накормить мир в условиях пандемии - наш вклад в преодоление глобального кризиса".