Переговоры о реструктуризации государственного долга были инициированы по условиям действующего Меморандума о сотрудничестве между Украиной и МВФ, и изначально должны были закончиться в мае, потом их продлили до конца июня и далее.
Как пишет в статье на ZN.UA Юрий Сколотяный и Юлия Самаева, согласно действующей четырехлетней программе расширенного финансирования EFF с МВФ реструктуризация должна обеспечить достижение Украиной трех целей:
- экономии на внешних платежах по долгам государства, гарантированных государством, и субъектов госсектора на сумму примерно 15,3 млрд долларов за период реализации программы МВФ;
- обеспечения до 2020 года соотношения государственный долг/ВВП на уровне не выше 71% ВВП;
- поддержания общих потребностей в финансировании бюджета по долговым операциям в среднем на уровне 10% ВВП (максимум 12% ВВП в год) в 2019-2025 гг.
То есть фактически от успеха переговоров с кредиторами зависит и успех сотрудничества с МВФ.
Известно, что миссия Фонда сейчас работает в Украине, и уж точно правительство не рискнуло бы принимать закон позволяющий Кабмину в случае необходимости прекращать выплаты собственникам наших долговых обязательств, не согласовав это с его представителями и не получив от них гарантии того, что это решение не повлияет на перспективы получения следующего транша, уверены авторы.
"С другой стороны, само по себе объявление моратория точно не решит долговых проблем государства в целом, лишь отсрочив выполнение обязательств. Так что действенность этого аргумента и его влияние на ход переговоров наверняка не стоит переоценивать. Но за неимением других аргументов, используются те, что есть", - говорится в статье.
Авторы напоминают, что МВФ неоднократно давал понять, что Украине не достичь финансового равновесия без сокращения долговых обязательств, а его функционеры специально прописали такое условие в Меморандуме с Киевом. Есть и более деликатное обстоятельство, - заключив последнее соглашение, он превысил допустимый риск на такого, как Украина, заемщика, о чем гласит собственное заключение его экспертов (Assessment of the Risks to the Fund and the Fund's Liquidity Position, March 6, 2015). А значит, в обеспечении платежеспособности Украины заинтересован больше, чем обычно.
Чем правительство рискует в первую очередь, в случае введения моратория - разрывом программы сотрудничества с МВФ, что будет означать потерю остальных источников внешних поступлений.
"В те самые 40 миллиардов, о которых говорила Кристин Лагард, анонсируя подписание программы, входят 15,3 млрд, полученных вследствие реструктуризации. Выйти на такую цифру без списания 50% номинальной суммы долга невозможно. Как впрочем, и получить 50% скидку. По всей видимости, это тот самый, обозначенный МВФ, максимум, с которого должны начинаться торги, ясно, что если закончатся торги отсрочкой выплат и сниженными купонами, то требования МВФ можно считать проваленными. Более того, это не решит принципиально проблем с выплатами по госдолгу и растянет решение данной проблемы на десятилетие. Как в таком случае сбалансировать бюджет следующего, да и не только следующего, года не понятно, где взять ресурсы для выплат - тоже", - говорится в статье.
Авторы уверены, что на самом деле "такие инициативы сопровождаются подобными действиями лишь в расчете на громкие заголовки в СМИ". Уже который месяц витающая над Киевом угроза дефолта - приблизилась к материализации, как никогда прежде, уверены авторы материала.
Подробнее читайте в статье Юрия Сколотяного и Юлии Самаевой Мораторные контры в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".