UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из Ильичевска в Китай отправили экспериментальный поезд по "Новому шелковому пути"

В условиях блокады транзита украинских товаров в страны Азии через Россию Киев решил стать участником проекта "Шелкового пути" по доставке грузов из Европы в Китай.

© Мининфраструктуры Украины
Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан
Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан
© Мининфраструктуры Украины
Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан
© Мининфраструктуры Украины
Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан
© Мининфраструктуры Украины
Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан

На терминале Ильичевского порта днем 15 января состоялась церемония погрузки и отправки первого контейнерного поезда состоящего из 20 стандартных контейнеров на пароме в Грузию. В дальнейшем груз по железной дороге пойдет к азербайджанскому порту Алят на побережье Каспийского моря. От туда снова морским паромом в Актау и затем по железной дороге через весь Казахстан к китайской границе.

Общая длина линии – 5471 км. По словам вице-премьер-министра, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия Зубко, линия позволяет нормализовать поставки украинских товаров в страны Азии без использования транзита через территорию России. При этом этот маршрут будет более экономически выгодным, чем отправка товаров через Россию, кроме того он будет более быстрым, если бы товар отправлялся в порты Китая морским путем.

Так, в декабре прошлого года расстояние из Китая до Грузии аналогичный тестовый поезд, который двигался с востока на запад, преодолел за две недели, тогда как отправка контейнеров морским маршрутом заняла бы 40-45 дней и даже больше. Представители украинских железных дорог полагают, что маршрут может быть преодолен за 10-12 дней.

Как отметил Геннадий Зубко в Ильичевске, на сегодняшний день Китай занимает первое место по объемам экспортируемого из Украины товара – 24 млн тонн. "В прошлом году был поставлен рекорд по экспорту в Китай, и экспорт в эту страну вышел на первое место среди всех остальных стран", - отметил он.

Напомним, что сегодняшней церемонии запуска предшествовало подписание 14 января соглашения в Баку руководителями железных дорог Азербайджана, Казахстана, Грузии и Украины. Согласно протоколу стороны согласовали установление конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. По словам главы ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавида Гурбанова, единая тарифная политика для грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту будет согласована между четырьмя странами к середине февраля. Он отметил, что по этому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц.

"Сейчас мы реализуем то, о чем говорили много лет. Это экспериментальный паром с поездом по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай, мы отработаем всю логистическую цепочку", - сказал министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, подчеркнув, что все формальности между странами-участницами эксперимента были урегулированы.

"Через две-три недели мы сможем, если все будет нормально, перейти в нормальный рабочий режим эксплуатации нового альтернативного пути для товаров из Европы в Китай – из Украины в Китай и в другие азиатские страны. Таким образом, мы открываем новый путь не просто из Европы в Китай, мы открываем новый путь для украинских товаров на те рынки, где мы всегда были очень сильными - Грузия, Азербайджан и Казахстан и те рынки, доступ к которым сейчас временно ограничен, в связи с тем, что РФ ввела ограничения для транзита украинских товаров для других стран", - подчеркнул Пивоварский. Также министр высказался в том духе, что сегодняшним событием Украина реализовала свой потенциал транзитного государства между Европой и Азией.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, который также посетил церемонию отправления поезда в Ильичевске, поделился с корреспондентом ZN.ua мнением, что контейнерами можно отправлять большую номенклатуру товаров, которую Украина традиционное поставляет в страны Азии – это и метал, стройматериалы, и даже кондитерские изделия и зерновые.

Впрочем, ни кто из украинских собеседников не стал пока называть точные, или хотя бы приблизительные тарифы, на транспортировку контейнера по новому маршруту. "Уже 15 февраля выйдем к конечной цели и сможет четко заявить собственнику груза сколько будет стоить перевозка товаров в этом поезде." заявил и.о. главы "Укрзализныци" Александр Завгородний. Если будет хорошая загрузка, то в составе поезда можно будет отправлять 40 вагонов с 80-тью 20-футовими или с 40-ка 40-футовими контейнерами. Количество вагонов зависит от вместимости паромов, которые обслуживают линию Алят-Актау в Каспийском море.

Для сравнения можно отметить, что стоимость доставки 40-футового контейнера по железной дороге из Китая в Гамбург (через территорию Казахстана, Россию и Беларусь) в середине прошлого года составлял около тыс.

Украинские товары будут доставлять в Китай через Грузию и Азербайджан
Мининфраструктуры Украины

Россия с 2016 года решила отменить режим ЗСТ в отношении Украины и отказаться от импорта украинских продуктов. Так, с 1 января РФ начала взимать пошлины с импорта украинских товаров.

Также РФ полностью запретила транзит через свою территорию украинских товаров в третьи страны. При этом, несмотря на то, что указ президента РФ предусматривает лишь ограничения транзита украинских товаров, в первые дни января не были пропущены около 150 железнодорожных вагонов с грузами и значительное количество грузовых автомобилей.

Украина в ответ с 10 января ввела зеркальные торговые санкции против РФ (применила импортные пошлины и эмбарго). В частности, ограничен ввоз продуктов питания (молочная продукция, чай, кофе, пиво, водочные изделия, определенная промышленная продукция и средства гигиены (гели для душа, мыло), а также железнодорожное оборудование (локомотивы, поезда, вагоны и стрелочные переводы). То есть то, что РФ уже давно ограничила как импорт из Украины. Более того, Киев намерен расширить список запрещенных к ввозу товаров из РФ.

Украина намерена обратиться в ВТО по поводу ограничений со стороны РФ. Эти ограничения украинская сторона расценивает как агрессию РФ в торговой сфере и считает, что это является нарушением принципов международного права, а также соглашений ВТО.

Александр Коваль