Украина настаивает на продолжении экспорта зерна из ключевых портов после выхода России из Черноморской зерновой инициативы. Страховщики и грузоотправители не слишком уверены в этом, пишет Bloomberg.
Выход РФ из зернового соглашения на этой неделе означает, что Россия больше не будет гарантировать безопасное прохождение по водному пути. Украина призывает другие страны помочь с транспортировкой из трех своих портов, на которые распространялось соглашение.
США заявили, что сопровождение кораблей не вариант, а страховой брокер Marsh во вторник, 18 июля, приостановил свою программу экспорта зерна из Украины, подчеркнув будущие проблемы.
"Ни один здравомыслящий владелец не поедет туда незастрахованным", - сказал управляющий директор компании Doric Shipbrokers SA, ранее отправлявшей суда через морской проход, Василис Муйис. Без защиты безопасного коридора "украинская торговля мертва".
Черноморские порты Украины являются жизненно важной артерией для продажи зерна за границу – исторически на них приходится основная часть поставок и сейчас идет сезон сбора урожая. Соглашение помогло ликвидировать возникшее в начале войны отставание в поставках, но закрытие коридора может замедлить поступление следующего урожая на рынок.
Выход России из соглашения также происходит на фоне того, как Украина продвигается в контрнаступлении на юге.
Москва предупредила, что опасность для судоходства остается.
"Попытки продлить зерновое соглашение без участия РФ должны учитывать риски, связанные с тем, что маршрут экспорта зерна проходит вблизи зоны боевых действий", - заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Обращение к Турции
Украина обратилась к ООН и Турции, которая выступила посредником в достижении зернового соглашения почти год назад, с вопросом, будут ли они и дальше поддерживать эту инициативу.
"Главная задача для Украины сейчас – заручиться поддержкой Турции", – сказал генеральный директор HarvEast Holding Дмитрий Скорняков.
Он предположил, что военное сопровождение со стороны Турции может быть использовано для судов, заходящих и выходящих из украинских портов.
Это был бы очень рискованный шаг для Турции и страна вряд ли примет в нем участие, по словам чиновника, знакомого с этим вопросом. Турция не будет рисковать своими кораблями, чтобы помочь судам из Украины, и вместо этого она сосредоточена на перезапуске соглашения с участием России.
Украина все еще может отправлять урожай наземным и речным транспортом, но эти пути требуют больше затрат, что съедает доходы фермеров. Поставки через ЕС тоже вызывают напряженность в отношениях с соседями.
Когда Россия ненадолго приостановила свое участие в соглашении в октябре, она выпустила предупреждение для судов, следовавших по согласованному коридору. Действие некоторых страховок было приостановлено, и по крайней мере одно судно, направлявшееся в Одессу, вернулось обратно.
"Я не думаю, что судовладельцы пойдут в украинские порты, пока коридоры не будут восстановлены – это опасно", – сказал менеджер по качеству морских перевозок в Intercargo Пол Маркидес.
13 июля глава Кремля Владимир Путин пригрозил выходом из зернового соглашения, заявив, что РФ готова вернуться, когда ООН выполнит все условия относительно России. 17 июля РФ заявила, что не продолжит участие в зерновом соглашении. Запад раскритиковал действия Кремля.
В настоящее время украинские власти разрабатывают варианты действий, чтобы сохранить роль глобального гаранта продовольственной безопасности, защитить морские выходы на мировой рынок и обеспечить рабочие места для украинцев в портах и аграрной сфере.