Украина интенсивно работает с западными партнерами по введению санкции против отдельных судов и судоходных компаний, используемых Российской Федерацией для обхода западных санкций при торговле нефтью. Также речь идет о санкциях против тех юрлиц, которые занимаются обслуживанием и набором команды на суда, говорится в расследовании РБК-Украина "Теневой флот. Как Россия обходит нефтяные санкции Запада и борьбу Украины с этим вызовом".
Как рассказал уполномоченный президента по вопросам санационной политики Владислав Власюк, Украина дополнительно ведет диалоги с разными финансовыми учреждениями, чтобы они подтверждали любые платежи, связанные с нефтью, только после тщательного комплаенса.
"Кроме этого, учитывая возраст и состояние "теневого флота", - апеллируем к тому, что это создает большую угрозу и окружающей среде, поэтому многим береговым странам это не нравится. Страны Балтии Дания уже активно поддерживают в этом, будем усиливать в этом работу», – говорит Власюк.
Накануне президент Украины Владимир Зеленский ввел новые санкции против России. Под новыми ограничениями оказались юридические лица, специализирующиеся на грузовых перевозках авиационным и морским транспортом, выполнявшие заказы в интересах российского военно-промышленного комплекса. При этом значительную проблему для реализации санкций против РФ составляет "теневой флот", позволяющий России торговать нефтью в обход ограничений.
Сегодня Россия использует около 600 танкеров, принадлежащих к категории "теневого флота", рассказал соучредитель и директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин. По словам уполномоченного президента по санационной политике Владислава Власюка, благодаря танкерам Россия может зарабатывать на экспорте нефти по меньшей мере 17-18 млрд в месяц.
По данным Bloomberg, сейчас шесть малоизвестных компаний, в том числе созданных менее года назад, участвуют в экспорте из России около 1,5 млн баррелей нефти в день. Среди этих компаний три из Дубаи – Coral Energy, Nord Axis Ltd и QR Trading и две из Гонконга – Concept Oil Services и Bellatrix Energy.
Популярным способом перевозки нефти стала схема перевалки с судна на судно (STS), в том числе в Лаконском заливе Эгейского моря. Она позволяет трейдерам смешивать российскую нефть с другими грузами.
Это особенность рынка морских перевозок и конвенции о свободном передвижении в открытом море вообще. ", - объясняет Власюк.
Как отмечается в расследовании, по всему миру появлялись новые компании, предназначенные облегчить экспорт российской нефти. Больше всего из них в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и Гонконге. В частности, в конце августа стало известно, что после завершения выкупа акций менеджментом компании Coral Energy Group объявила об изменении названия на 2Rivers Group.
"В 2022-2023 годах Соral Energy фигурировала в публикациях западных СМИ как один из самых мощных операторов по продаже российских нефти и нефтепродуктов. По имеющимся данным компания могла оказаться в поле зрения соответствующих органов США, что могло повлечь за собой смену акционеров и названия-трейдер" в расследовании.
Напомним, в июле Британия ввела санкции против 11 танкеров из «теневого флота» РФ. По данным агентства Reuters, санкции против судов, включая "Залив Амурский" и СКФ "Печора", связаны с перевозкой нефти или нефтепродуктов из России в третьи страны. Отмечается, что суда ходят под флагами Панамы, Габона и Островов Кука.
Тогда же Министерство финансов США предложило наложить санкции на «теневой флот» российских танкеров, но Белый дом выразил опасение, что эти меры могут привести к повышению цен на бензин. В настоящее время под санкциями США находятся 20 танкеров, которые являются частью «теневого флота», перевозящих российскую нефть по ценам выше установленного предела в $60 за баррель. И в Минфине предложили распространить санкции на остальной флот, что могло бы ограничить их продажу или даже заставить вывести эти суда из эксплуатации, сообщает The New York Times. Однако экономические советники президента в Белом доме обеспокоены тем, что такие действия могут спровоцировать рост цен на бензин в США, что в свою очередь может негативно повлиять на предвыборную кампанию кандидатки в президенты Камалы Гаррис.