Украина завершает разработку схемы сотрудничества с международными страховщиками для страхования зерновых судов, следующих в и из черноморских портов, чтобы иметь возможность запустить экспорт зерна по морю, сообщил специальный советник министра экономики Украины по вопросам инвестиций, инноваций и страхования военных рисков Александр Грибан.
В комментарии Financial Times сказал, что соглашение «разрабатывается и активно обсуждается» между профильными министерствами, а также местными банками и международными страховыми группами, включая Lloyd's of London.
По его словам, схему можно будет ввести уже в следующем месяце, и она может предусматривать страхование от пяти до 30 кораблей, которые будут идти по украинским водам.
"Это зависит от того, как будет работать структура и каким будет уровень распределения рисков между правительством и частными страховыми компаниями", - сказал Грибан.
На прошлой неделе контейнеровоз Joseph Schulte покинул порт Одессы впервые с февраля 2022 года и стал первым судном, вышедшим из украинского порта после выхода России из зерновой сделки.
"Украинские чиновники считают, что их ракеты могут защитить коридор в пределах 100 морских миль от побережья. Но, учитывая военные риски, доступное страхование было бы важно для возобновления деятельности коммерческого судоходства в любом значительном масштабе”, - отмечает издание.
Сейчас консультирование Киеву на безвозмездной основе предоставляет группа профессиональных услуг Marsh McLennan, в состав которой входят консалтинговая компания Oliver Wyman и крупнейший в мире страховой брокер Marsh.
Руководитель отдела морских перевозок, грузов и логистики Marsh Маркус Бейкер сказал, что «государственно-частное партнерство со страховщиками, работающими в тандеме с украинским правительством, придаст большей уверенности судовладельцам, чтобы те смогли вернуться к доставке украинского зерна по всему миру странам, которые в этом нуждаются больше всего».
Детали страхового соглашения еще не известны, но участники обсуждения сказали, что схема будет направлена на покрытие повреждений судов, выходящих из украинских портов, и риски могут быть распределены между страховщиками и местным государственным банком.
В частности, по словам одного из источников, банк может предоставить аккредитив в качестве обеспечения. Грибан сказал, что государственная доля риска, вероятно, будет обеспечена Государственным дорожным фондом страны, созданным для ремонта украинских дорог и финансируемым за счет налога на продажу горючего.
После выхода России из зерновой сделки страховщики, понесшие миллиардные убытки от войны, настаивали на определенной форме распределения рисков как условия большего влияния на зону конфликта.
В Lloyd's заявили, что соглашения о продолжении экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины «решающие для устранения рисков для глобальной продовольственной безопасности», и что они продолжают работать над облегчением поставок зерна.
Украина уже четко дала понять, что удары России по нашим портам и гражданским объектам не останутся безнаказанными. Западные экономические санкции не несут должного эффекта, политическое и дипломатическое давление на Москву давно не дает никакого результата, поэтому Киев должен действовать по максимально жесткому сценарию переноса боевых действий на территорию врага и на морские просторы. Об этом пишет Михаил Гончар в статье «Морские дроны: ВСУ вводят настоящие санкции против России».