Украинский рынок весьма интересен для поставщиков европейского автотоплива. В 2024 году почти 90% импорта составляло топливо производства Румынии, Литвы, Польши и Германии. Новичком в этой "большой четверке" стал немецкий бензин, поставки которого утроились в прошлом году. Об этом пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95", и Иван Марченков, аналитик "Консалтинговой группы А-95", в статье - "Цены на бензин: неожиданное влияние Африки на европейский рынок топлива" .
Германия является крупнейшим производителем бензина в Европе и одновременно крупнейшим потребителем. Но экологическая повестка дня наложила свой отпечаток на немецкий топливный рынок. За последние пять лет продажи EV и гибридных транспортных средств выросли в пять раз, тогда как количество регистраций новых бензиновых авто упало вдвое.
В прошлом году Германия экспортировала 3,7 млн тонн бензина и импортировала 2,2 млн тонн, в основном из Нидерландов и Бельгии - стран с лучшей экономикой переработки. Конкуренция жесткая, поэтому неудивительно, что немецкие НПЗ готовы отправлять бензин по суше за тысячу километров в Украину. Закрытие 20 млн тонн перерабатывающих мощностей в этом году должно уменьшить экспортный потенциал Германии. Но, скорее всего, компании BP и Shell, чьи немецкие производства попали под сокращение, будут увеличивать поставки со своих НПЗ в Нидерландах. Поэтому избыток бензина в Германии будет сохраняться.
Польша - единственный из наших поставщиков, являющийся нетто-импортером бензина. В прошлом году страна импортировала около 1,4 млн тонн, а экспортировала 270 тыс. тонн высокооктанового топлива. Однако избыток бензина растет и здесь. В 2024 году Польша увеличила производство на 8%, до 5,53 млн тонн, в том числе за счет перехода на спиртосодержащий стандарт E10. В то же время рост потребления бензина на внутреннем рынке сдерживается из-за увеличения продаж электрических и гибридных авто.
С другими материалами Сергея Куюна и Ивана Марченкова можно ознакомиться по ссылкам.
