Сейчас у нас есть не только устойчивая антивоенная коалиция, но и поддержка центральных банков многих стран мира. Их собственный опыт в преодолении кризисных явлений стоит учитывать при решении проблемных вопросов Украины.
Стабилизационные инструменты центральных банков зависят от характера экономического кризиса. В условиях финансового кризиса безусловным приоритетом центрального банка является обеспечение стабильного функционирования финансового сектора. В условиях структурного кризиса (например, спровоцированного пандемией или войной) приоритетом становится создание условий для насыщения деньгами критически важных сегментов реальной экономики и государственных финансов. Поэтому при такой политике смягчаются условия монетарного регулирования экономики, поддерживаются кредитование, выкуп активов, сохранение и создание рабочих мест. Усиливается взаимодействие с правительством по стабильному функционированию рынка государственных заимствований и контролируемости движения капиталов.
А значит, дизайн монетарного режима для периодов структурных сломов экономики может предполагать модификацию следующих параметров:
- целевая направленность монетарной политики;
- уровень и композиция процентных ставок;
- уровень гармонизации решений монетарной политики с приоритетами фискальной политики;
- режим обменного курса;
- контроль над трансграничным движением капиталов.
Традиционной целью центробанков является снижение и стабилизация инфляции. Возможность влиять на инфляционную динамику определяется импульсами, которые этот банк способен посылать в другие секторы экономики через финансовые рынки и банковскую систему. Но во время структурных кризисов процесс передачи импульсов нарушается, поскольку разрываются традиционные бизнес-связи экономики, нарушается процесс формирования добавленной стоимости, возникают цепные банкротства и массовая безработица, собственно, тормозится кругооборот денег в экономике. Именно поэтому центробанки во время структурных экономических кризисов направляют свои основные усилия на стимулирование кредитования и другие каналы поступления денег в экономику, так они восстанавливают здоровый кругооборот денег в экономике, что в свою очередь восстанавливает способность самих центральных банков достигать условий ценовой стабильности.
С началом глобальной рецессии 2020 года центральные банки развитых стран для поддержки спроса и оживления кредитования снижали ключевые процентные ставки, выкупали государственные и частные активы, расширяли кредитование финучреждений, стимулировали целевое кредитование (Funding for Landing).
Во время пандемии монетарная политика была значительно смягчена и в странах с формирующимися рынками (Emerging Markets, ЕМ). По данным МВФ и Всемирного банка, снижение ключевых процентных ставок было применено центральными банками более чем 90% стран ЕМ, выкуп государственных облигаций — 60, поддержка ликвидности банков — 60, выкуп активов реального сектора — 25% стран. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что в странах ЕМ такие программы помогли стабилизировать финансовые рынки, смягчить условия финансирования для местного бизнеса и поддержать кредитование.
Активное распространение льготного заемного финансирования коммерческим банкам или другим финансовым институтам от центробанка для дальнейшей выдачи целевых кредитов бизнесу или населению — еще один распространенный шаг. По данным Банка международных расчетов, такие программы были применены в 14 странах мира, в том числе в пяти странах ЕМ — Бразилии, Мексике, Южной Африке, Индии, Малайзии. Целевым сектором этого инструмента был малый и средний бизнес (75% программ). Треть программ предусматривала предоставление кредитов под государственные гарантии, средний объем программ составлял 4% ВВП, а средний срок предоставления кредитов — четыре года.
Среди 46 стран с формирующимися рынками 40 стран в той или иной форме применяли меры нетипичной монетарной политики. В отдельных странах (Венгрии, Чили) увеличение балансов центральных банков достигало более 15% ВВП.
Сразу после окончания ковидного шока мировая экономика столкнулась с новым вызовом: растущие цены на энергоносители и продовольствие в комбинации с разрывами цепей поставок на фоне высокой неопределенности с последствиями пандемии и войны в Украине послужили причиной инфляционного давления как в развитых странах, так и в странах ЕМ. Это сказалось на росте темпов инфляции, причины которой не связаны с чрезмерными доходами и спросом.
Так, бывший глава Центрального банка Швейцарии Филипп Хильдебранд в статье The old inflation playbook no longer applies обосновывает, что постпандемический всплеск инфляции в мире вызван не чрезмерным спросом, а «узкими местами» предложения. По его мнению, это должно изменить традиционные макроэкономические установки и подходы к проведению монетарной политики. В таких условиях центральным банкам нужно принять более высокую инфляцию, а не применять инструменты, которые будут ограничивать экономическую деятельность и сокращать спрос.
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в статье A Balanced Response to Inflation отмечает, что в нынешних условиях радикальные меры по повышению процентных ставок могут в некоторой степени повлиять на инфляцию, но при этом они в значительной мере навредят экономическому росту и благосостоянию людей. По его мнению, политика, нацеленная на разблокирование узких мест предложения, будет более полезной для противодействия инфляции и смягчения ее последствий для общества.
Сейчас высокая инфляция является глобальным феноменом. В 2021 году в половине развитых и двух третях развивающихся стран годовая инфляция превысила 5-процентную отметку. В 2022 году в странах ЕМ Восточной Европы инфляция в среднем составляла 16,1%.
Превышение инфляционных таргетов центральных банков в несколько раз наблюдается во всех без исключения странах с режимом инфляционного таргетирования. Но реакция центробанков в основном была сдержанной, — ключевые процентные ставки, как правило, росли, но оставались ниже темпов годовой инфляции.
Взвешенность реакции объясняется попыткой поддерживать кредитный процесс, а также обезопасить экономики своих стран от излишних структурных ломок — банкротств, дефолтов и безработицы. В частности, среди стран ЕМ Восточной Европы наилучшие эффекты на рынке труда достигнуты в Польше и Чехии, где уровень кредитования экономики вырос до 60 и 70% ВВП, а уровень безработицы снизился до 2,9 и 2,4% соответственно.
При этом политика НБУ проводится с большим акцентом на проблему инфляции, чем на структурные угрозы со стороны безработицы или банкротств. С 3 июня 2022-го ключевая ставка была повышена в 2,5 раза — с 10 до 25% годовых при том, что прогнозируемая инфляция на 2023 год составляет 18,7%. Тем самым НБУ послал сигнал рынкам, что он будет пытаться сужать денежное предложение в экономику ради минимизации инфляционных рисков, которые могли бы возникнуть в случае разворачивания кредитной активности банков или чрезмерного потребительского спроса населения.
Какие выводы из современного мирового опыта деятельности центральных банков могут быть полезны для Украины?
Во-первых, война и структурный кризис обостряют проблему финансового посредничества. Критическая нехватка ликвидности в государственных финансах и реальном секторе может сопровождаться ее излишком в банковской системе. Это требует пересмотра не только уровня жесткости монетарных условий, но и операционного дизайна монетарной политики и инструментов регулирования банковской ликвидности.
Во-вторых, стабилизационный набор инструментов монетарной политики современного центрального банка значительно шире и включает: оперирование уровнем ставки заемного процента, применение программ выкупа государственных и частных активов, применение инструментов целевого стимулирования кредитной активности банков, смягчение требований финансового регулирования кредитной деятельности.
В-третьих, монетарная политика может стабилизировать кризисную экономику только в том случае, если ее меры помогают расширить поступление денежного предложения в критически важные сегменты реальной экономики и государственных финансов, а не наоборот.
Больше статей Богдана Данилишина читайте по ссылке.