UA / RU
Поддержать ZN.ua

Требования ЕС оказались по силе не всем экспортерам – эксперт

На внешние рынки пока выходит ограниченное число субъектов, в основном крупный бизнес, а малому и среднему в контексте украинских реалий делать это сложнее.

За четыре месяца текущего года сальдо внешней торговли составило -1,7 млрд долл. (по данным НБУ), и этот показатель ухудшился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (-1,3 млрд долл.). Отрицательное внешнеторговое сальдо Украины стало довольно печальной констатацией первых результатов введения режима свободной торговли для нашей страны с ЕС, актуализировав пессимистические прогнозы скептиков о его негативных последствиях. Риски для платежного баланса все больше материализуются, но как власть, так и бизнес используют далеко не все открывшиеся на общеевропейском пространстве возможности. Евроэкзамен для бизнеса Требования ЕС оказались посильными далеко не для всех, пишет в статье "Что стопорит украинский экспорт" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина" редактор отдела информации, учебных заведений и молодежи специализированной газеты "Вести" Центрального союза потребительских обществ Украины Евгения Давыденко.

Автор отмечает, что на внешние рынки пока выходит ограниченное число субъектов, в основном крупный бизнес, а малому и среднему в контексте украинских реалий делать это сложнее.

Сложные и непрозрачные таможенные процедуры создают едва ли не наибольшие трудности отечественным производителям-экспортерам, зависимым от ввозного сырья. "С экспортом особых проблем нет, а при импорте сырья приходится вести борьбу с таможенниками по поводу цен, - рассказали в одной украинской фирме, занимающейся производством и экспортом средств по уходу за волосами. - Например, таможенники могут потребовать дополнительные документы, которые являются коммерческой тайной или которые просто нереально предоставить. Поэтому приходится платить ту цену, которую они скажут".

Это далеко не единственное препятствие, отмечает эксперт. Кроме уже банальных для нашей экономики финансовых сложностей - нехватки внутренних ресурсов и ограниченного доступа к долгосрочному кредитованию, субъект внешнеэкономической деятельности страдает от несовершенной регуляторной политики - задержки в возмещении экспортного НДС, существующих требований валютного контроля. Есть и проблемы маркетинга - отсутствие знаний о рынках ЕС/ЕАСТ и требованиях о доступе на них; отсутствие маркетинговых навыков, опыта разработки и реализации маркетинговых стратегий; дефицит финансовых ресурсов для участия в зарубежных выставках; ухудшение в глазах импортеров имиджа украинских компаний как надежных партнеров из-за войны на Востоке Украины. К перечисленным проблемам можно добавить отсутствие информационной поддержки.

Пытаясь наладить диалог с властью, предпринимательское сообщество в марте инициировало Украинский форум бизнеса, участники которого касались и проблем экспорта. Свои наработки они передали бывшему правительству, но, констатируют в УСПП, эффективного сотрудничества не получилось. Поэтому остается возлагать надежды на новый Кабмин. Антикризисный совет общественных организаций Украины разработал и передал правительству В.Гройсмана Антикризисную программу совместных действий власти и бизнеса. В части содействия экспорту авторы предлагают ввести экспортное кредитование импортера-покупателя на оплату закупок в качестве механизма отсрочки платежа за поставленную продукцию; страхование экспортных кредитов; упростить или отменить процедуру получения разрешений на размещение валютных ценностей на счетах за границей; снятие ограничения (срока) на возврат и зачисление выручки в иностранной валюте в сроки выплаты задолженностей, указанных в контрактах, и т.п. До сих пор актуальна проблема адаптации бизнеса к европейским техническим стандартам. Поэтому предприниматели предлагают создавать в Украине за счет грантов ЕС современные центры по выдаче сертификатов качества и безопасности европейского образца; рассчитывают также на помощь от Евросоюза и в плане гармонизации налогового законодательства. Часть финпомощи ЕС предлагают направить на создание специального фонда, из которого можно было бы субсидировать процентные ставки по обслуживанию инвестиционных кредитов (за исключением тела кредита) для реализации нацеленных на рынок ЕС проектов; прямо или опосредованно финансировать такие проекты по ставкам ниже среднерыночных; страховать иностранные инвестиции.

"Итак, проблемы очерчены, предложения наработаны. Была бы синергия со стороны власти и бизнес-кругов, но она возможна, если отказаться от практики критиковать персоналии, а не идеи. Только так диалог может быть результативным и мотивировать к действиям. Конечно, не следует ждать особой активности от материально заинтересованных в экспорте сырья лоббистов, поэтому их влияние на ключевые решения должно быть нейтрализовано", - резюмирует автор.