В Европе есть только 2 страны, где до сих пор не введено стимулирующее регулирование (RAB-тариф) – Украина и Беларусь. Это является причиной значительной изношенности электросетей и низкого качества электроснабжения в Украине. Но предложенный НКРЭКУ вариант перехода на RAB-тариф противоречит успешному европейскому опыту. Такое мнение озвучили "РБК-Украина", в исследовании внедрения стимулирующего тарифа в Украине.
Обновляя энергетическую инфраструктуру электрических сетей, все страны Европы ввели модель стимулирующего тарифообразования RAB для энергетических компаний-операторов інфарструктури. RAB-тарифа нет только в Украине и Беларуси, заявляют журналисты РБК-Украина, ссылаясь на отчет компании Ernst&Young. Уже в 2013 году наиболее распространенным подходом к регулированию в Европе был "тот, который принимает регуляторную базу активов (RAB) в качестве своей основной структуры". Близкие к Украине по стартовым условиям Чехия, Литва и Польша перешли на стимулирующее регулирование в начале 2000-х. Словакия и Черногория - в 2007, Германия - в 2009 году.
"Последствия оказались положительными: в большинстве стран время отключения электроэнергии (индекс SAIDI) падал, объем капитальных вложений и стоимость активов росли. В Румынии за 10 лет SAIDI показал хорошую динамику: снизился в 2.5 раза - с 1025 минут (больше, чем в Украине) до 474 в 2016 году, а объем капиталовложений в километр сети составил 5 (в Украине - около 0)", - утверждается в статье.
В Украине также предлагают перейти на стимулирующую модель тарифообразования. 29 апреля 2020 года регулятор принял проект перехода на RAB-тариф. В нем активы облэнерго делятся на новые и старые. Новые появились в текущем году внедрение нового регулирования, старые - раньше. На старые активы регулятор предлагает начислять 1% доходности, на новые - 15%. Авторы исследования проаналіхували модель и пришли к выводу, что она близка к той, что была предложена во времена Януковича-Азарова (2013 год). Тогда были две базы активов: "старая" и "новая". Ставка доходности на "старый" - от 0% до 2% за внедрение методики, на новую - 14.79%. Такие "инвестиционно привлекательные условия" не стимулировали одну из 32 украинских компаний-операторов перейти на новую модель регулирования и реформа не была реализована.
"Если компания посчитает, что старый актив полностью износится за 10 лет и не будет возмещения, нет смысла модернизировать этот актив. Выгоднее вкладывать в новые. Такой подход угрожает существующей инфраструктуре и, по словам экс-посла США в Украине и старшего вице-президента IHS Energy Карлоса Паскуаля, "приведет к кризису в дистрибуции электроэнергии в Украине", - говорится в материале.
На замену методологии НКРЭКУ предлагают европейский вариант RAB-тарифа: не делить базы активов облэнерго и применять единую ставку доходности. Ставка, по мнению экспертов, должна быть как минимум выше банковских депозитов.
"Если инвестор выбирает: вложить ему деньги в рискованный бизнес, вроде облэнерго, или вложить в банк на депозит под процент, только дополнительная выгода мотивирует его инвестировать", - отмечается в исследовании.
Напомним, ранее эксперты рынка высказались против предложенной Регулятором методологии.