UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Смерть зернового соглашения не повлияла на рынки пшеницы, почему?

Издание пишет, что долгосрочные последствия все равно могут оказаться катастрофическими.

Ранним утром 17 июля два взрыва вывели из строя часть Керченского моста, соединяющего оккупированный Крым с материковой Россией. Сообщалось, что это была вторая успешная атака Украины. Москва в ответ обстреляла Одессу крылатыми ракетами. Она также подтвердила, что выйдет из соглашения, согласно которому Украина могла экспортировать зерно кораблями через Черное море.

Соглашение, заключенное при посредничестве Турции и ООН, было достигнуто летом 2022 года. Тогда Россия стремилась вернуть себе симпатии развивающихся стран, пострадавших от стремительного роста цен на продовольствие. В последующие месяцы Украина экспортировала 33 миллиона тонн пшеницы, кукурузы и масличных культур, что помогло вернуть цены до довоенного уровня. Соглашение несколько раз продолжали.

«Но когда Россия объявила о выходе из него, цены на пшеницу почти не изменились. Рынок ожидал, что Кремль откажется играть по правилам. Торговля через Черное море пошла на убыль с мая, когда Россия начала останавливать суда, направлявшиеся в порт «Южный», на который с момента подписания соглашения приходилась треть украинского экспорта продовольствия по морскому пути», - пишет The Economist.

Издание допускает, что соглашение еще может быть возобновлено, но переговоры остаются сложными. Указывая на то, что ее продовольственный сектор и сектор удобрений освобождены от западных санкций, Россия требует ослабления ограничений для некоторых государственных учреждений, таких как «Аграрный банк». Но доказано, что учреждения, о которых говорит Москва, способствуют экспорту непродовольственных товаров, таких как сырая нефть. Потому союзники Украины не хотят соглашаться на российские требования.

«Любая новая сделка, скорее всего, будет шаткой и краткосрочной», - считает The Economist.

Читайте также: В МИД Китая прокомментировали выход РФ из зернового соглашения

Но даже если так, глобальное влияние, скорее всего, будет приглушеным. Мировые запасы пшеницы остаются высокими благодаря высокому экспорту из Австралии и России, а также возобновлению поставок из Канады, хотя в прошлом году урожай в этой стране пострадал от засухи. После многолетнего падения мировые запасы могут, наконец, вырасти в 2023 году. Что касается кукурузы, то отсутствие поставок из Украины вполне может быть компенсировано за счет ожидаемых рекордных продаж из Бразилии, - считает Алексис Эллендер из компании Kpler.

«Основной удар от этого почувствует Украина. Высокая стоимость альтернативных маршрутов экспорта зерна: железной дорогой и реками через Европу, – заставит украинских фермеров снизить цены, что будет сдерживать посевные работы», – говорится в статье.

Выращивание зерна в Украине уже на 35-40% ниже, чем до войны, отмечает Джо Глаубер из аналитического центра IFPRI. Более активное использование этих альтернативных маршрутов может также усилить напряженность в отношениях между Украиной и ее восточноевропейскими соседями, где украинское продовольствие конкурирует с местной продукцией за хранилища, железнодорожные вагоны, портовые мощности и баржи.

Читайте также: Зеленский предложил Турции и ООН продлить зерновое соглашение без России

«В долгосрочной перспективе роль Украины как крупного поставщика продовольствия может уменьшиться, что будет иметь негативные последствия для борьбы с глобальным голодом. Как правило, на страну приходится 10% и 10-15% мирового экспорта пшеницы и кукурузы соответственно. В прошлом году удалось избежать большой продовольственной катастрофы благодаря возобновлению украинского экспорта и высоким урожаям по всей планете. Но вскоре может наступить год, когда ни то, ни другое не поможет», – говорится в статье.