UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Россия обходит санкции против нефти в промышленных масштабах

С приближением очередного эмбарго следует готовиться к буму «серой» торговли нефтью.

Через год после начала российской войны против Украины когда-то доминировавшие западные компании отказались продавать, транспортировать и страховать российскую нефть. Но ее начали продавать таинственные новички. Вместо Женевы они базируются в Гонконге или Дубае. Многие из них никогда не занимались ничем подобным в прошлом.

Глобальная энергетическая система становится более распыленной, разделенной и опасной, пишет The Economist.

Потребность России в этой альтернативной цепи поставок, которая появилась после начала войны, стала особенно острой 5 декабря, когда начал работать один из пакетов западных санкций. Он запретил европейский импорт нефти через морские пути, а также разрешил российским кораблям пользоваться западными логистическими и страховыми фирмами только при условии, что их груз стоит менее 60 долларов за баррель. Дополнительные санкции против дизеля и других нефтепродуктов заработают 5 февраля. И это сделает новые каналы еще более важными.

The Economist поговорил с рядом посредников на нефтяном рынке, а также изучил доказательства по всей цепи поставок, чтобы оценить влияние санкций и понять, что будет дальше.

«К сожалению для Запада и на радость для России, мы выяснили, что эта новая «теневая» транспортная и финансовая инфраструктура надежна и большая. Вместо того чтобы исчезнуть, серый рынок готов расшириться, когда новый набор санкций начнет действовать», - говорится в статье.

Сменные оттенки серого

Российский экспорт ощутил удар после первого залпа Европы в декабре. Однако через два месяца он вернулся к уровню, который в последний раз видели в прошлом июне. Объемы нефти в морях, которые склонны увеличиваться, когда рынок застреет, вернулись к норме. Как и ожидалось, Китай и Индия принимают большинство баррелей, попавших под эмбарго. Однако есть и неожиданность: количество грузов с неизвестной точкой назначения подскочило. Российская нефть, которую раньше было легко отследить, теперь распространяется через теневые каналы.

Читайте также: На фоне санкций Запада РФ нашла новый способ массовых поставок своей нефти — Bloomberg

Некоторые трейдеры до сих пор используют тех же греческих транспортировщиков, британских страховщиков и нидерландские или японские банки, давно правящие индустрией. Эти каналы выжили благодаря ценовому потолку, который установил Запад. В декабре, когда европейские фирмы взяли паузу, чтобы оценить новые правила, доля российской нефти на Западе упала с 60% до 13%. Но юридическая волокита закончилась. Так что доля возросла до 36%. Однако, похоже, она снова упадет. Первого января крупнейшие в мире перестрахователи, страхующие страховые фирмы, решили больше не обслуживать грузы из российских портов. Поэтому западным страхователям не остается ничего другого, как выйти из бизнеса или идти на дополнительные расходы, связанные с повышенным риском.

По другую сторону палки лежит «черная» торговля, давно испытанная Ираном и Венесуэлой. Избитые веком танкеры уже полвека возят нефть таинственным клиентам с выключенными транспондерами. Их переименовывают и перекрашивают. Иногда это происходит несколько раз за рейс. Они часто проходят через загруженные терминалы, где их нефть смешивают с другой, что усложняет задачу идентификации. Недавно несколько крупных танкеров, ранее пришвартованных в Персидском заливе, были замечены возле Гибралтара, где они перекачивали груз с меньших российских кораблей. Оман и ОАЭ, импортировавшие больше российской нефти за 10 месяцев 2022 года, чем в предыдущие три года, похоже, смешали эту нефть и перепродали странам в Европе. Малайзия экспортирует в Китай вдвое больше нефти, чем способна добыть. Большинство этих объемов, скорее всего, происходит из Ирана. Но наблюдатели подозревают, что российские баррели тоже проходят по этому маршруту.

Читайте также: Крупнейшая нефтесервисная компания SLB продолжает работать в РФ, получая рекордную выручку — Reuters

Поскольку российские компании все еще могут легально продавать нефть большей части мира, эти каналы кажутся слишком скучными. Доля экспорта, проходящего через них, хоть и растет, но остается малой. Большая часть же российской нефти протекает через «серые» сети, которые не признают установленный ценовой «потолок», но и нелегальными не считаются. Потому что они не используют западную логистику, а поставки проходят в страны, не участвующие в блокаде. Эта размытая и разветвленная инфраструктура основана на трех столбах: новом наборе трейдеров, большом флоте танкеров и новых источниках финансирования. Российскую нефть обычно продавали торговые ветви российских нефтедобывающих компаний, западные нефтяные мейджоры и швейцарские торговцы сырьем. Все они базировались в основном в Женеве. Но многие из них переместились в более благоприятные места.

Робин Миллс из консалтинговой компании Qamar Energy указывает на то, что с начала войны против Украины более 30 российских трейдеров открыли офисы в Дубае. Некоторые сменили при этом название. Поскольку западные трейдеры ушли, появились новички, которые начали продавать баррели Индии, Шри-Ланке, Турции и другим странам. Большинство из них никогда раньше не торговали российской нефтью или вообще любой нефтью. Инсайдеры подозревают, что большинство из этих новых фирм – это «оболочки», за которыми скрываются российские государственные фирмы. Именно эта подозрительная банда управляет большим «серым» флотом. С тех пор как ЕС начал рассматривать санкции против логистики, рынок подержанных танкеров просто взорвался.

В прошлом году почти 200 нефтяных судов сменили владельцев. Это на 55% больше, чем в 2021 году, о чем говорят данные корабельного брокера SSY. В основном это танкеры класса Aframax и Suezmax, способные транспортировать миллион баррелей. Они достаточно малы, чтобы заходить в российские порты. Спрос на Aframax настолько большой, что несколько судов недавно продали за 35 миллионов долларов. За такие деньги Китай в прошлом году купил более крупные корабли, способные транспортировать до двух миллионов баррелей.

Читайте также: Китай предоставляет танкеры для вывоза нефти РФ в Азию — Reuters

Флот, который Россия может использовать, чтобы обойти ценовой «потолок», насчитывает 360 кораблей, что составляет 16% глобального запаса нефтяных танкеров. Если все западные корабли откажутся возить российские баррели, теневого флота все равно хватит, чтобы обеспечить российский экспорт на текущем уровне, – говорит эксперт компании Kpler Рид Л'Енсон. Но этим кораблям больше 20 лет. И они вынуждены выполнять очень дальние рейсы. Если на то, чтобы довезти нефть из Черного моря в Европу нужно меньше недели, то доставка в Китай займет 45 дней.

Также новым посредникам необходимо найти источник финансирования, чтобы оплатить и застраховать свои операции. Возможность удерживать миллионы баррелей без вложения капитала, привлекая почти неограниченные кредитные линии от крупнейших банков мира уже давно является ключевым элементом торговли нефтью. В случае российской нефти, которой западные банки стали избегать, такой возможности больше нет. Вместо этого теневые трейдеры пользуются кредитами от российского государства. А посредники платят за груз только после получения выручки. Все чаще банки в странах Персидского залива тоже подписывают чеки. Они решили заняться делом, когда государственный нефтяной гигант ОАЭ ADNOC в ноябре начал получать российскую нефть.

Но страхование – дело более сложное. Транспортировщикам нужно не только защитить свои грузы и суда. Портовые органы, контролирующие такие проходы, как Босфор, также требуют защиты и возмещения потенциального ущерба, который могут нанести суда людям, имуществу или природе. Выплаты за излияние нефти могут быть настолько большими, что 90% такого страхового покрытия обеспечивают клубы владельцев кораблей, большинство из которых базируются в Лондоне. Ульрих Кадов из немецкой страховой компании Allianz говорит, что за пределами Запада ни один частный рынок не имеет достаточной силы, чтобы развернуть схожую страховую сеть.

Читайте также: Группа танкеров из Евросоюза впервые нарушила эмбарго на российскую нефть

Однако, и здесь Россия нашла решение, с декабря российские фирмы, многие из которых – новички, начали предлагать страхование для кораблей и грузов. Некоторое покрытие на случай излияния нефти тоже предлагается российским правительством. Хотя качество такого страхования вызывает сомнения. Эксперты подозревают, что некоторые порты в странах, куда Россия экспортирует свою нефть, в частности, в Индию, снизили суммы необходимого страхования для танкеров.

Танкер, моряк, солдат, шпион

У серой торговли есть простор для роста. Китай и Индия могут приобрести больше российской нефти. Ведь, согласно данным Kayrros, их хранилища заполнены менее чем на две трети. Большая часть купленных ими объемов была переработана и перепродана. Отчасти нефтепродукты получила Европа. 3 января Китай повысил квоты на экспорт нефтепродуктов почти на 50%. По мнению Джованни Серио из компании Vitol, это может быть подготовкой к покупке еще большего количества нефти в России и перепродаже ее посредством уже готового горючего.

Повышение цен тоже может сильно изменить картинку. Сегодня баррель марки Brent продается за 86 долларов, хотя в прошлом году его средняя стоимость составила 100 долларов. Слабая переговорная позиция России и высокая стоимость фрахтования привели к тому, что нефть марки Urals продавалась со скидкой еще до установления ценового «потолка». В результате Urals и так продается по цене ниже 60 долларов. Такая ситуация облегчает жизнь всем, кто хочет соблюдать правила. Однако аналитики предупреждают, что рост спроса в Китае в сочетании со слабым инвестированием в новые поставки нефти может повысить цену на нефть Brent до 100 долларов во второй половине 2023 года. В таком случае стоимость российской нефти Urals тоже увеличится. Некоторые покупатели могут решить, что им лучше обратиться к теневой торговле, чем возиться с выполнением требований.

Читайте также: Чем рискует Европа при расширении санкций против российской нефти

Следующий раунд санкций, который коснется нефтепродуктов, тоже может усилить серую торговлю. В декабре Европа покупала миллион баррелей дизеля и другого топлива ежедневно, что равнялось 55% российского экспорта. Теперь России придется искать новых покупателей. Китай и Индия не заинтересованы в нефтепродуктах. А глобальный рынок фрагментирован. Поэтому лучшая ставка для России – это меньшие рынки Бразилии и Мексики, которые могут столкнуться с сокращением поставок из-за того, что США будут больше экспортировать в Европу. Однако флот для доставки таких продуктов мал. И длинные рейсы еще больше усугубит этот дефицит. Россия не сможет продавать значительную часть переработанной нефти. А это значит, что она будет отправлять больше сырой нефти через серый рынок.

Для России расширение серой торговли имеет свои преимущества. Она выводит экспортную машину из под контроля западных посредников. А ценообразование становится менее прозрачным. Западные оценки цен на нефть Urals, основанные на нескольких фактических сделках, не позволяют отследить издержки. Данные индийской таможни за ноябрь свидетельствуют о том, что страна покупала нефть со значительно меньшей скидкой, чем сообщалось в те времена. Посредники на сером рынке, фиксирующие такие расходы, как фрахт, предлагают канал для перевода денег на счета оффшорных компаний, на которые Кремль, вероятно, может влиять.

Читайте также: Эксперт о ситуации на рынке топлива: украинцы через неделю-другую увидят движение цен в обратном направлении

Между тем российское уклонение от санкций будет иметь неприятные последствия для всего мира. Один из них состоит в том, что нефтяная торговля еще больше разделится вдоль острых геополитических линий. В декабре несколько западных мейджоров включая ExxonMobil и Shell сказали, что больше не будут нанимать танкеры для транспортировки российской нефти, заставляя владельцев судов встать на чью-либо сторону. Другое последствие – это то, что торговля нефтью станет более рискованным бизнесом. Все большая часть горючего в мире будет доставляться компаниями без репутации флотом старых танкеров. А рейсы будут длиннее, чем раньше. Если произойдет авария, страхователи могут не захотеть или не смогут покрыть убытки. У союзников Украины есть веские причины хотеть отмыть руки от российской нефти. Но это не мешает обломкам от разбитых кораблей плыть к их берегам.