Законопроект об особенностях экономической деятельности на временно оккупированной территории Крыма, одобренный Верховной Радой в первом чтении, невозможно реализовать в условиях оккупации.
Такое мнение в комментарии ZN.UA высказал заслуженный экономист АРК, автор программ развития Крыма и Севастополя Андрей Клименко.
Экономист отметил, что во второй части законопроекта, где речь идет о практических вещах, например, об эвакуации бизнеса или вывозе товаров с территории Крыма - безусловно, есть, что обсуждать.
"Однако, все это (уж не знаю - специально или неумышленно) талантливо запутывается и обессмысливается "игрой ума", названной авторами "свободной экономической зоной Крыма", - подчеркнул Клименко.
Эксперт напомнил, что законопроект объявляет на десять лет весь Крымский полуостров, включая Севастополь, свободной экономической зоной (СЭЗ). При этом предлагается:
а) создание на всей территории Крыма, кроме участков, занятых иностранными военными базами (сколько их и где они находятся - не указано), комбинированной СЭЗ всех известных в мировой экономической литературе типов одновременно, за исключением финансового офшора;
б) передача всех функций правительства и парламента АР Крым, администрации Севастополя с его горсоветом (?), а также доходов и расходов (?) всех бюджетов некоей управляющей компании;
в) отмена всех налогов, кроме подоходного с граждан и отчислений в социальные фонды.
"Пока же Крым оккупирован, эта управляющая компания, судя по тексту проекта, практически будет заниматься преимущественно вывозом из Крыма неиспользованных акцизных марок на сигареты и алкоголь. Следы других ее, подчеркну, практически возможных функций в этот период просматриваются слабо, а использование акцизных марок, наоборот, кем-то и почему-то прописано тщательно. (Хотя как их вывозить - законопроект умалчивает)", - сказал Клименко.
По его словам, вместо этого в законопроекте должны быть даны ответы на основные вопросы государственной политики Украины в отношении экономической деятельности на оккупированной территории Крымского полуострова. А вопросы следующие:
а) как Украина относится к сотрудничеству отечественного и иностранного бизнеса с оккупантами на территории Крыма (в виде уплаты налогов), в каких случаях она это допускает, а в каких - вводит санкции;
б) какие виды предпринимательской деятельности на оккупированной территории Украина считает допустимыми для своих граждан (например, в критических сферах жизнедеятельности населения Крыма), а какие неприемлемыми и попадающими под санкции;
в) какие санкции применяются в отношении иностранных компаний, реализующих свои проекты на полуострове;
г) как координируется работа по искам и судебным процессам в отношении захваченного оккупантами имущества и т.д. и т.п.
"В нем также должны быть прописаны экономические стимулы для тех украинских (и в том числе крымских) предпринимателей, которые уже сейчас выводят свой бизнес с территории Крыма в другие регионы Украины. Ибо государству нужны их предпринимательский талант, знания и опыт. Поверьте: для многих средних и мелких крымских предпринимателей нежелание платить оккупантам налоги - один из главных мотивов, вытолкнувших их с обжитого и обустроенного места", - отметил экономист.
Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Валентины Самар "Фейкрайтеры и "грызуны". !zn
Читайте также:
Крымчане, не выплачивающие кредиты Украине, не получат их от России
"Укртелеком" Ахметова регистрирует торговые марки в РФ для защиты своего бизнеса в Крыму
ЕС намерен запретить импорт товаров из оккупированного Крыма
ООН рассматривает Крым, исходя из резолюции о территориальной целостности Украины