Есть ряд секторов экономики, которые выигрывают от Соглашения о ЗСТ между Украиной и Турцией, хотя есть и те, которые проигрывают про таких условиях. Об этом пишет Дмитрий Алексеенко, вице-президент ICC Ukraine, - "Зона свободной торговли с Турцией до сих пор на паузе. Это измена или победа?".
В частности металлургическая отрасль Украины может получить преимущества от соглашения благодаря открытию турецкого рынка для украинского металла. Одновременно растет импорт турецкого металла, который в 2024 году достиг 511,8 млн долл., а в первом квартале 2025-го составил 147,8 млн долл. Это создает серьезное давление на украинских производителей, которые проигрывают в себестоимости из-за существенно более дорогих энергоресурсов.
Сельскохозяйственный сектор остается основной составляющей украинского экспорта в Турцию, формируя около 70% общего объема. Проблемой остается ограниченный доступ украинской переработанной агропродукции на турецкий рынок. Экспорт готовых продуктов из зерна в 2024 году составил всего 9,55 млн долл. - капля в море по сравнению с сырьевым экспортом зерна на 746 млн долл.
Легкая промышленность Украины сталкивается с наибольшими рисками от вступления соглашения в действие. Импорт турецкого текстиля и одежды в 2024 году составил более 160 млн долл., тогда как украинский экспорт в этой категории не превысил 1 млн долл. В первом квартале 2025-го эта тенденция сохранилась с импортом турецкой одежды и текстиля на сумму более 35 млн долл.
Турецкие производители имеют существенные конкурентные преимущества благодаря государственной поддержке, включающей компенсацию части стоимости энергоносителей, освобождение от некоторых видов пошлин и налогов и частичную компенсацию процентов по кредитам. За последние десять лет турецкий импорт текстиля в Украину превысил украинский экспорт в 53 раза.
Импорт турецких машин и оборудования в 2024 году составил 491,2 млн долл. (электрические машины - 265,2 млн, реакторы и машины - 226,0 млн), тогда как украинский экспорт в этих категориях не превысил 61 млн долл. Это демонстрирует значительный технологический разрыв между странами и риски для украинского машиностроения.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.
