В июне 2023 года в оккупированном Россией Симферополе компания крымского бизнесмена DriveEnergy открыла «крупнейшую зарядную станцию в Европе», на которой были надписи «Сделано в Украине». Как исследовали журналисты проекта "Схемы", все оборудование было произведено на харьковском заводе Autoenterprise. Особенность истории заключается еще и в том, что к этому заводу имеет тесное отношение депутат Верховной Рады от «Слуги народа» Александр Куницкий.
Холдинг Autoenterprise занимается производством и установкой зарядных станций для электрокаров и импортом машин из-за границы. Это группа компаний, официальный владелец которых – харьковчанин Дмитрий Никонов. Депутат Куницкий долгое время был глубоко интегрирован в холдинг и работал на разных должностях и не прекратил завязок с компанией и после того, как стал депутатом.
Журналисты подчеркивают, что зарядные станции Autoenterprise – это украинская разработка с производством в Харькове. Предприятие производило зарядные станции как для себя, так и других компаний под их брендами. Так, в 2016 году начали поставлять продукцию и в Россию.
При этом в одном из интервью одна из руководительниц компании Алина Мустафаева отмечала, что завод имеет удаленный доступ ко всем поставленным станциям, чтобы следить за их техническим состоянием. Так что не знать о конкретном их размещении на предприятии не могли.
На предприятии признается, что торговали с Россией. А вот что касается Крыма, то говорят, что не делали этого, поскольку торговые отношения с оккупированными территориями были под запретом, и не знают, как их оборудование могло туда попадать.
«Его можно в любое время транспортировать куда угодно, монтировать, демонтировать и прочее», – сказала в комментарии журналистам Мустафаева, уже не упоминая об отдаленной слежке.
Как выяснили журналисты, «лазейку» поставок сохранили в соглашении от 2021 года, которое было заключено с крымским бизнесменом Русланом Девлечаевым, который решил развивать «зеленую энергетику» в Крыму.
Мужчина летом 2020 даже ездил на завод Autoenterprise в Харькове, где договаривался о сотрудничестве. А через полгода он открыл в Симферополе большой магазин под названием DriveEnergy, где анонсировал продажу в будущем зарядных станций.
Саму фирму DriveEnergy, с которой харьковчане подписали контракт, Девлечаев зарегистрировал за пределами Крыма в российском Краснодаре. Однако он не мог скрыть от поставщика факт, где он планирует установить станции.
Согласно внутренней переписке работников харьковского предприятия Autoenterprise, которую удалось получить «Схемам», первоначально поставки предусматривались для «Южный округ РФ» с уточнением «кроме АР Крым». Но в финальном варианте соглашение упоминание о Крыме было приобретено.
«Сразу два разных источника, работавших тогда на харьковском предприятии, подтвердили «Схемам», что именно такой был замысел, и что его сознательно реализовывала руководительница компании Алина Мустафаева, харьковская депутат от «Слуги народа», - пишут «Схемы».
«Крым «исчез», потому что Мустафаева была против таких позиций в договоре, потому что мы не имели права торговать с оккупированной территорией. От Алины Ельмановны был приказ – продолжить работу с Русланом Девлечаевым, но без ссылок на АРК в официальных документах», - заявил журналистам собеседник с завода.
Осведомленные источники с предприятия утверждают, что о возможностях поставок в Крым знали все, кто так или иначе связан с продажей зарядных устройств в компании.
Станции поставляли в конце 2021 года, но в разобранном состоянии и собирали их уже в России на предприятии Девлечаева в Крыму. Так он мог заявлять о российской составляющей в производстве и получить дотации на свой бизнес из российского бюджета. И пока в 2022 году Россия обстреливала Украину, предприниматель из Крыма монтировал зарядные станции с надписями сделано в Украине, а в 2023 году пафосно их открыл.