UA / RU
Поддержать ZN.ua

Судовладельцы все еще заинтересованы в перевозке украинского зерна через Черное море — AP

Вопрос заключается в том, насколько серьезны угрозы безопасности торгового судоходства и будут ли они реализованы.

Россия неоднократно атаковала ракетами и беспилотниками украинские порты, ключевые для отправки зерна в мир. Москва объявила большие участки Черного моря опасными для судоходства. Даже США заявили, что корабли рискуют стать мишенью. Однако судовладельцы все еще заинтересованы в перевозке украинского зерна через Черное море – если они смогут снизить риск, по данным крупной судоходной группы. Но это большое "если", пишет AP.

Несмотря на предупреждения и нападения на порты, "судоходство всегда было очень, очень устойчивым перед лицом такого рода рисков", сказал старший менеджер по вопросам окружающей среды и торговли Международной палаты судоходства, которая представляет 80% мирового коммерческого флота, Джон Стауперт.

Проблемы на этой неделе начались после того, как Россия вышла из зернового соглашения, заключенного в прошлом году при посредничестве ООН и Турции с целью предоставления гарантий судоходным компаниям в попытке положить конец мировому продовольственному кризису. Украина, которая вместе с РФ является основным поставщиком пшеницы, ячменя и растительного масла в развивающиеся страны, отгрузила 32,9 миллиона метрических тонн зерна по всему миру и поставила 80% пшеницы Всемирной продовольственной программы для гуманитарной помощи.

После срыва зернового соглашения Украина отправила письмо Международной морской организации ООН с предложением создать собственный временный судоходный коридор, заявив, что это "обеспечит гарантии компенсации за нанесенный ущерб".

Но на этой неделе Россия предупредила, что корабли, проходящие через часть Черного моря, будут считаться перевозящими оружие в Украину. В ответ на это Украина заявила, что суда, следующие в российские черноморские порты, будут считаться "перевозящими военные грузы со всеми связанными с этим рисками".

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин сказал в пятницу, 21 июля, что военно-морской флот будет проверять суда, чтобы убедиться, что они не перевозят оружие, прежде чем прибегать к другим мерам.

Читайте также: США рассчитывают на Турцию в возвращении России к зерновому соглашению

Продолжение поставок из Украины будет зависеть от того, получат ли суда страховку на случай возможного повреждения, ранения или гибели членов экипажа, а также от того, как будут реализовываться риски безопасности.

По словам Джайенду Кришны из компании Drewry, занимающейся морскими исследованиями, суда, экспортировавшие украинское зерно, могут стоить десятки миллионов долларов, иметь на борту от 20 до 22 моряков и перевозить продукты питания на десятки миллионов долларов.

Все корабли проходят оценку угроз, чтобы позволить экипажам защититься от проблем перед отправкой, что приобретает все большее значение, поскольку суда имеют дело с пиратством, терроризмом и зонами боевых действий.

В Черном море риски для кораблей могут быть такими: подорваться на минах, стать сопутствующим ущербом в портах или мишенью, что, по словам Стоуперта, будет означать "огромную эскалацию".

"Вопрос на миллион долларов состоит в том, насколько серьезны угрозы торговому судоходству и будут ли они реализованы. И нет никакого надежного способа узнать это, пока это не произойдет на самом деле", - сказал Стауперт, добавив, что он еще не получил ответа от страховщиков.

Ввиду предупреждения со стороны России "маловероятно, что страховщики захотят покрывать этот риск", заявил Международный союз морского страхования, представляющий национальные и международные морские страховые компании.

Группа считает, что вряд ли владельцы будут подвергать свои суда и экипажи опасности. Это мнение разделяет Мунро Андерсон из компании Vessel Protect, которая оценивает военные риски на море и обеспечивает страхование.

Он не говорил прямо о том, возьмут ли на себя риск такие страховые компании, как его, но отметил, что без такой защиты судов, которую они имели в рамках зерновой сделки, "условия безопасности не могут быть гарантированы".

Кришна говорит, что единственный способ уменьшить риск – это страхование от 12 компаний, входящих в Международную группу Клубов взаимного страхования (The International Group of P&I Clubs), которая предлагает покрытие ответственности для около 90% мировых грузов, перевозимых морским транспортом, согласно информации на ее сайте.

Читайте также: Зеленский и Эрдоган подробно обсудили возобновление "зернового соглашения"

Клубы P&I будут опасаться даже предоставлять страхование без гарантии от ООН или иного органа, заявил он.

Международная группа Клубов взаимного страхования сообщила, что ее генеральный директор – единственный, кто может дать комментарий, находится в отпуске. Отдельные клубы либо отказались от комментариев, либо не ответили на звонки и электронные письма AP.

Глава отдела моряков Международной федерации транспортников Дэвид Хайндель сказал, что вопрос должен заключаться в том, не слишком ли рискованно сейчас просить моряков заходить в украинские порты.

"Моряки будут думать не о страховой защите, а скорее о том, безопасно ли это для их жизни в условиях боевых действий", - сказал Хайндель, добавив, что экипажи "никогда не должны быть мишенью только за то, что они выполняют свою работу".

Между тем некоторые аналитики ожидают, что большая часть того, что Украина собиралась отправить через Черное море, будет доставлена автомобильным, железнодорожным и речным транспортом через Европу, но расходы на перевозки будут выше и, вероятно, приведут к снижению объемов производства продукции украинских фермеров.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил в четверг, 20 июля, что Украина достигла прогресса в совершенствовании этих маршрутов, но лучший способ экспорта зерна – через Черное море. По данным аналитиков, именно так 75% зерна страны попадало в мир до войны.

Кроме того, эти маршруты вызвали разногласия в ЕС: пять стран хотят продлить запрет на импорт украинского зерна до конца года.

Хотя Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария и в дальнейшем будут позволять зерну двигаться через свои границы на мировые рынки, их запреты могут создать проблемы, такие как резервную инфраструктуру, которая может отдать предпочтение местное зерно перед продукцией из Украины, сказал руководитель отдела рынков сельскохозяйственных товаров Rabobank Карлос Мера.

Пять стран заявляют, что украинское зерно заполнило их рынки и это привело к излишку, который снизил цены на продукцию их фермеров и вызвал протесты. Они подписали совместную декларацию накануне переговоров с ЕС на следующей неделе, призывая чиновников разработать пути поставок украинского продовольствия в мир без ущерба для их сельскохозяйственных отраслей.

Это еще одно препятствие для Украины и, возможно, для развивающихся стран, которые уже борются с высокими внутренними ценами на продовольствие, что способствует распространению голода.

За последнюю неделю цены на пшеницу выросли примерно на 17% и более бедные страны вынуждены платить больше на мировых рынках за ингредиент для производства основных продуктов питания. Это означает, что миллионы людей оказались в ситуации продовольственной незащищенности, заявил Мэра.

Читайте также: Россия маневрирует, чтобы изменить «зерновое соглашение», вместо того, чтобы тратить силы на заключение новой – ISW

13 июля глава Кремля Владимир Путин пригрозил выходом из зернового соглашения, заявив, что РФ готова вернуться, когда ООН выполнит все условия по России. 17 июля Россия заявила, что не продолжит участие в зерновом соглашении. Мероприятие раскритиковало действия Кремля.

В настоящее время украинские власти разрабатывают варианты действий, чтобы сохранить роль глобального гаранта продовольственной безопасности, защитить морские выходы на мировой рынок и обеспечить рабочие места для украинцев в портах и аграрной сфере.

Урожай-2023 значительно меньше. Однако трейдеров интересует максимальный экспорт зерна. Аргумент — более семи миллионов украинцев находятся за пределами Родины. Хотя бы не получилось так, как в прошлом, когда массово вывозили зерно по более чем вдвое меньше мировой цене. Эти вопросы поднимает Лариса Гук в статье «Урожай-2023: хватит ли Украине хлеба и что не так с ценами».