Стратегия реформирования банковского сектора, принятая правительством на последнем заседании Кабмина, не содержит готовых рецептов для реформирований банковской системы страны, которых ждали банки и эксперты. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Юлия Самаева.
Кроме того, Стратегия принята протокольным решением Кабмина, а значит, ее выполнение - это лишь вопрос доброй политической воли и основной риск того, что она будет реализована только частично.
Хотя ориентиры в Стратегии заслуживают внимания.
"В идеале после реализации всех пунктов стратегии государство снизит долю своего присутствия в банковском секторе с 55% в 2017 г. до 24% в 2022-м. К этому времени 100% акций Приватбанка, 95% - Укргазбанка и 45% - Ощадбанка будут проданы МФО и стратегическим инвесторам. Украинский банковский сектор достигнет прибыли (до налогообложения) в 38 млрд грн и рентабельности капитала на уровне 18%. Процент не случайный - именно такова рентабельность в развитых странах Центральной и Восточной Европы, на которые мы равняемся. К 2022 г. процентные ставки по кредитам в гривне уменьшатся на 7–12 п.п. Дополнительные 440 млрд грн станут доступными для финансирования корпоративных кредитов, причем 160 млрд - для малого и среднего бизнеса. Предполагается и рост розничного кредитования на 240 млрд грн. По задумке НБУ и правительства, именно восстановление прибыльности и нормальной работы сектора привлечет международных инвесторов, повышая эффективность и доступность кредитов. А реструктуризация госбанков в идеале должна обеспечить государству не традиционный убыток, а прибыль - 35 млрд грн в виде дивидендов и 85 млрд грн поступлений от продажи акций", - пишет автор.
Относительно инвестиционной привлекательности отечественной банковской системы, то, по мнению автора, потенциал у банков есть.
"Например, в Польше 78% населения старше 15 лет пользуются банковскими услугами, в Турции - 65, а в Украине - только 53%. Объемы розничного кредитования в Польше составляют 35% от ВВП, в Турции - 16, в Украине - 3%. Объемы депозитов в Польше составляют 52% от ВВП, в Турции - 44, в Украине - 35%. Единственный показатель, по которому мы не уступаем другим странам, это корпоративные кредиты: в Польше - 15% от ВВП, в Турции - 53, а в Украине - 17%. Беда только в том, что у нас большая их часть не обслуживается. Но в целом возможности для роста в банковском секторе огромны, и его потенциал способен заинтересовать инвесторов", - отмечает автор.
Более подробно о банковской системы читайте в статье Юлии Самаевой "Сбросим балласт?".