"Мы подтверждаем нашу оценку экономического риска - "10" и присваиваем Украине оценку отраслевого риска - "7", – говорится в сообщении агентства в среду.
В соответствии с градацией BICRA страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских системах - от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками). Помимо Украины, к группе 9 относятся Азербайджан, Венесуэла, Ямайка, Парагвай и Камбоджа, отмечает S&P.
Агентство уточняет, что переоценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора Украины осуществлена в соответствии с обновленной методологией присвоения оценки BICRA.
"Оценка экономического риска "10" отражает наше мнение о том, что Украина подвергается очень высокому риску нарушения экономической устойчивости, очень высокому риску возникновения экономических дисбалансов и исключительно высокому кредитному риску в экономике", – указывает S&P.
По мнению агентства, признаки недавнего восстановления макроэкономической ситуации в Украине достаточно слабые вследствие сохраняющихся недостатков в экономической политике, наличия структурных дисбалансов и ограниченной гибкости бюджетной и денежно-кредитной сферы.
"Украинская экономика остается концентрированной, с доминированием металлургической и химической промышленности, на долю которых приходится более 60% экспорта, что подвергает ее рискам колебаний мировых цен на сырье", – отмечают эксперты S&P.
Они добавляют, что в соответствии с программой Международного валютного фонда (МВФ) правительство Украины приняло ряд мер по проведению структурных реформ, в том числе налоговой и пенсионной, что привело к укреплению финансовой стабильности. Вместе с тем сохраняются опасения в отношении того, что возможные проблемы с проведением реформ могут привести к приостановке сотрудничества с МВФ и, следовательно, ослаблению внешних, монетарных и бюджетных показателей страны.
S&P напоминает, что так называемые "пузыри" кредитования и цен на недвижимость "лопнули" в 2008-2009 гг., и в настоящее время страна переживает "коррекционный" период. "Мы ожидаем, что влияние этого периода на банковский сектор в ближайшие два-три года будет очень значительным. Вместе с тем отчисления банков на формирование новых резервов постепенно снижаются по сравнению с пиковыми значениями в 2009-2010 гг., поскольку основные проблемы были выявлены, объем проблемных кредитов стабилизировался, а кредитование постепенно возобновляется", – отмечается в сообщении.
Оценка S&P кредитного риска как исключительно высокого учитывает агрессивные стандарты кредитования и андеррайтинга и значительную долю кредитов в иностранных валютах (почти половину кредитного портфеля), высокий уровень концентрации на отдельных отраслях и контрагентах, слабые платежную культуру и правовую систему. "По нашим оценкам, доля проблемных кредитов в банковском секторе (с учетом реструктурированных кредитов) составляет порядка 50% и, как ожидается, будет постепенно сокращаться", – говорится в документе.
Согласно ему, оценка отраслевого риска "7" обусловлена очень высокими рисками, связанными с институциональной структурой Украины, и высокими рисками, связанными с качеством конкурентной среды и ресурсной базой банков.
Оценка институциональной структуры обусловлена слабостью регулирования и управления и низким уровнем прозрачности, однако банковское регулирование и надзор постепенно улучшаются, считают эксперты агентства. По их мнению, Национальный банк Украины добился значительных успехов в усилении системы регулирования и надзора, включая проведение регулярных стресс-тестов, ограничение кредитования в иностранной валюте, повышение требований к размеру капитала, разрешение операций на валютном рынке.
"Однако, по нашему мнению, действия регулирующего органа во многом носят не проактивный, а реактивный характер", – добавляет S&P.
Оно также указывает, что относит правительство Украины к правительствам, поддержка которых банковскому сектору оценивается как неопределенная.