Для Украины и других постсоветских экономик, отличающихся физическим и моральным износом производственных фондов и неблагоприятным инвестиционным климатом, следование идеологии четвертой промышленной революции чревато все большим отставанием от лидеров мирового экономического роста, консервацией бедности и отсталости.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Заведующий отделом Института экономики промышленности НАН Украины Даниил Череватский. Автор указывает на неоспоримый факт: мир переживает промышленную революцию. Тем не менее, существуют разные подходы к формам ее осуществления и результатам.
"Одни называют ее третьей промышленной революцией, другие - четвертой, приводящей к "Индустрии 4.0". И дело не в том, кто как считает, а в принципиально различном понимании сущности индустрии будущего", – говорится в статье.
Специалист отмечает, что если концепция третьей промышленной революции революция предполагает замену существующего фабричного способа производства чуть ли не натуральным хозяйством (на передовой технологической основе), то четвертая – исходит из сохранения фабричного производства, но в совершенно другом (гораздо более умном, смарт) технологическом воплощении.
При этом, сегодня мир идет в сторону канонизация смарт-промышленности в версии "Индуcтрии 4.0" (в чем особо преуспевает McKinsey&Company). В обществе настойчиво формируется представление о неизбежности массовой безработицы, вызванной тотальной роботизацией промышленных предприятий.
"Возможно ли отечественной экономике преодолеть староукладную закоренелость и в обозримой перспективе осуществить прорыв на самый высокий уровень жизни? Такой шанс, как представляется, заложен в "демократизации" производства, присущей понятиям третьей промышленной революции", – указывает автор.
Череватский отмечает, что в концепции "Индустрии 4.0" ключевой производственной формой является "завод", в политэкономии понимаемый как "фабрика" - крупное, промышленное предприятие с механизированными процессами производства, комплекс производственных, вспомогательных, складских и транспортных зданий и сооружений, объединенных единой технологией в промышленное предприятие. Фабрика как фирма - это иерархия связей и отношений, вертикально организованная структура.
Парадигма же третьей промышленной революции в понимании ее теоретика Джереми Рифкина (J.Rifkin) основана на доминировании горизонтальных связей, образующих экономические сети.
Горизонтальные энергетические сетевые структуры, построенные на объединении миллионов субъектов, как отмечает эксперт, способны стать полем для взращивания множества новых видов экономической деятельности.
"Энергетика третьей промышленной революции - это распределенная генерация электрической и тепловой энергии с использованием инновационных преобразователей природных энергоресурсов. По аналогии: смарт-производство - это новая "распределенная мануфактура" на базе инновационных устройств, тех же 3D-принтеров. Миллионы людей, освоивших собственный выпуск товаров, вплоть до изделий длительного пользования", –указывает он.
Основанная на новых технолгиях "Фабрика будущего" в концепции третьей промышленной революции лишена разделения на массовое и индивидуальное, излишнего расхода материалов и утилизации отходов, а также вместительных цехов - только небольшие производственные офисы.
"Концепция "Индустрии 4.0" с ее "промышленным интернетом вещей", управлением на основе огромных массивов данных и т.д., безусловно, правильная, но при этом нельзя упускать из виду и другие варианты построения смарт-промышленности", –заключает автор.
Подробнее о перспективах развития новой промышленной революции в Украине и мире читайте в статье Даниила Череватского "Камо грядеши, промышленность?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".