Скандал из-за махинаций Volkswagen с тестами на соответствие экологическим стандартам стал катастрофой для немецкого производителя автомобилей. Акции компании обвалились на треть, когда стало известно, что компания устанавливала специальное оборудование, которое фальсифицировало данные во время тестов на выбросы.
К тому же, компании придется заплатить огромные суммы штрафов, стратегия немецкого производителя авто для рынка США полностью разрушена, репутация испорчена, а президенту Volkswagen пришлось уйти в отставку после шести лет во главе компании.
Об этом пишет The Economist, добавляя, что в Германии шокированы скандалом, который разгорелся вокруг одного из крупнейших работодателей страны. Министр окружающей среды ФРГ Барбара Хендрикс уже неоднократно заявляла, что она "несказанно поражена" ситуацией, которая в придачу еще и развязала руки партии "Зеленых". Политическая сила начала обвинять правительство в замалчивании нарушений Volkswagen за год до парламентских выборов.
А на фоне коррупционного скандала с FIFA складывается впечатление, что Америка пристально следит за законностью и справедливостью там, где Европа совершает нарушения. Есть и другие опасения. Вице-канцлер Германии и министр экономики Зигмар Габриэль заявил о своей надежде, что скандал не повредит имиджу всего, что экспортирует Германия. И на мировых рынках и дальше будут рассматривать надпись "Сделано в Германии" как гарантию качества и надежности. Хотя львиная доля этой репутации опирается как раз на немецкий автопром. К тому же на автомобильные компании работает напрямую или косвенно каждый седьмой трудоспособный немец. А Volkswagen остается лидером среди производителей популярных во всем мире немецких марок автомобилей.
Компании опасаются, что понесут "коллективное наказание" из-за нарушений Volkswagen. Также, угрожая немецкому автомобильному экспорту, скандал ставит под сомнение будущее разработок выдающегося немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Его двигатели более производительны, чем те, в которых используются свечи зажигания. Дизельный двигатель более экономичен в расходе топлива и сокращает выбросы вредных газов в атмосферу. Это позволило автомобилям с таким двигателем заполонить более половины европейского рынка.
Однако, как оказалось, при более высоких температурах дизельный двигатель выбрасывает в атмосферу больше оксидов натрия. Конечно, эти выбросы все равно ниже, чем выделения оксидов углерода при сжигании бензина, и меньше вредят окружающей среде. Однако, оксиды натрия негативно влияют на человеческие легкие и растения. Поэтому скандал может подпитать размышления о том, чтобы отказаться от дизеля вообще.
Американские стандарты относительно оксидов азота выше, чем в Европе. У японских компаний Mazda и Honda, которые тоже производят дизельные двигатели, постоянные проблемы с соответствием стандартам США. Volkswagen приложил больших усилий, что убедить американцев в том, что дизель может быть чистым и экологичным. Теперь эти старания полностью разрушены. И если окажется, что выбросы оксида азота не соответствуют и более мягким требованиям Европы, тогда будущее всех дизельных авто в мире будет очень неутешительным.
Издание напоминает, что американское Министерство юстиции США может оштрафовать Volkswagen на 18 миллиардов долларов, что нанесло бы сокрушительный удар по компании и заставило бы ее увольнять работников. Однако опыт указывает на то, что обычно такие дела завершаются менее суровым наказанием. General Motors годами игнорирует проблему с замками зажигания, которая стоила жизни 124 человек. За это американского производителя оштрафовали на 900 миллионов долларов, которые он оплатил в начале сентября. В 2014 году Toyota заплатила 1,2 миллиарда долларов из-за уголовного дела в связи с поломкой в системе подачи горючего, из-за которой пришлось отозвать 8,1 миллионов авто.
Но штрафы – не единственные финансовые затраты, которые грозят производителю машин. Еще будет волна отдельных исков владельцев автомобилей, как это произошло с Porsche. 22 сентября Volkswagen объявил о выделении 7,3 миллиардов долларов на погашение убытков в связи со скандалом. Но этой суммы вряд ли хватит. Сегодня стоимость компании сократилась на 26 миллиардов евро.
Но это еще не все финансовые потери. Немецкая компания также продает машины в кредит дилерам и напрямую покупателям. Фактически Volkswagen проводит банковские операции собственными силами. За последние десять лет такая активность компании увеличила ее депозитные активы клиентов вдвое. Скандал вредит такой активности.
Предыдущие кризисы свидетельствуют о том, что финансовое крыло промышленных компаний было очень хрупким. После катастрофы на платформе Deepwater Horizon торговля нефтяными дривативами BP обвалилась вдвое по долгосрочным контрактам. А прежнее финансовое крыло General Motors GMAC требовало серьезной финансовой поддержки в 2009 году.
Активы Volkswagen по состоянию на июнь составляли 164 миллиарда евро, что равняется положению американской GMAC шесть лет назад. И, похоже, немецкая компания очень зависима от краткосрочных долгов и вложений, которые обеспечивают ей рефинансирование.
В совокупности производственный и финансовый сектора Volkswagen обслуживают бонды на 67 миллиардов евро. Из-за скандала владельцы этого долга могут, грубо говоря, начать требовать выплат в течение следующих 12 месяцев. Если это произойдет, у немецкой компании будут серьезные проблемы, поскольку наличными в ее распоряжении есть лишь 33 миллиарда евро. Правительству Германии придется провести значительные вливания, чтобы поддержать компанию, 20% которой принадлежит федеральной земле Нижняя Саксония.
Ранее издание Newsweek писало, что Volkswagen угрожает экономике Германии больше, чем кризис в Греции. В прошлом году Volkswagen продала 600 тысяч автомобилей в США. Это принесло компании около 6% от глобального дохода в размере 9,6 миллиардов долларов. Американский регулятор собирается оштрафовать компанию на 18 миллиардов долларов. Всего на счетах компании есть 24 миллиарда долларов, поэтому после уплаты штрафа ей придется провести сокращения.
Немецкое правительство также опасается, что другие автопроизводители Daimler и BMW могут также пострадать от скандала с Volkswagen. И за несколько дней после начала скандала так и произошло. Акции BMW упали из-за скандала вокруг автопромышленности Германии. Хотя в BMW отрицают, что подтасовывали результаты тестов с помощью дополнительного оборудования, и требуют от организации объяснений, почему и когда были проведены проверки их продукции. В это же время, на торгах во Франкфурте стоимость акций автопроизводителя упали до 72,05 евро, что на 9,7% меньше.
Напомним, что на прошлой неделе Volkswagen сознался в махинациях на европейском рынке. Концерн также выразил готовность к сотрудничеству с властью на время расследования.