UA / RU
Поддержать ZN.ua

СБУ указала Кабмину на неправомерность сбора налоговой информации коммерческими посредниками

Под лозунгом внедрения новейших технологий при молчаливой поддержке исполнительной власти может быть разрушена система фискального учета.

Подача налоговой отчетности в виде электронных документов давно не является ноу-хау в стране: в такой форме предприятия передают декларации через Интернет непосредственно в налоговые органы. И только отчетность регистраторов расчетных операций (РРО ) передается в ГФС через коммерческих посредников - эквайеров за дополнительные деньги. В результате этого в масштабах страны в частных структурах оседают десятки миллионов гривен. На неправомерность сбора налоговой информации коммерческими посредниками, которые не являются налоговыми агентами, а также исключения автоматизированной системы "Единое окно подачи электронной отчетности" из коммуникации налогоплательщиков с ГФС (в части подачи отчетности РРО) указала СБУ в письме на имя премьер-министра от 24 июня 2015 г.

"Казалось бы, после смены власти в 2014 г. есть чем заняться защитникам бизнеса, закона и государства. Но… изменений не последовало, основанные на законодательных новшествах схемы "семьи" успешно действуют и поныне", - пишет Виктор Левицкий в статье "Кассовая бутафория в IT-обертке" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

Весь прошлый год был ознаменован событием, взволновавшим всю торговую общественность: государство приступило к планомерному внедрению кассовой техники в малый бизнес. В течение 2015–2016 гг. плательщики единого налога второй и третьей групп (приблизительно 600 тыс. предпринимателей) обязаны были перейти на расчеты с РРО. Масштабы расширения кассового рынка (3–4 раза) вызвали живой интерес со стороны бизнес-структур, мечтающих его "освоить". Причем не просто захватить рынок, отодвинув конкурентов, а так утвердиться, чтобы постоянно на нем присутствовать в качестве связующего звена между предпринимателями и налоговой. Первая революция в сфере РРО прошла еще в 2010–2013 гг. Тогда стараниями "регионалов" была проведена тотальная замена действующих РРО на кассовую технику, работающую в системе подачи электронной отчетности на платной основе через коммерческих посредников - так называемых информационных эквайеров Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП, ныне "ПростірТМ"). Минфин приказом от 8 октября 2012 г. №1057 закрепил указанный способ передачи данных и ввести беспрецедентную норму, предоставившую право информационным эквайерам самостоятельно устанавливать периодичность отчетности РРО и тарифы за свои услуги. В спешке реформирования кассового рынка авторы нововведения не удосужились унифицировать электронные форматы чеков, что не позволило Государственной фискальной службе (ГФС) в автоматическом режиме обрабатывать информацию РРО (около 3–4 млн копий чеков в день), но зато создало рабочие места для ее ручной обработки.

"Пример продавливания через законодательную власть нужных решений оказался заразительным. Уже готово к реализации новое масштабное "ноу-хау" - "распределенная компьютерно-кассовая система (РККС)" как современная разновидность РРО - спасителя малого бизнеса, обкатанное ранее на "Укрзалізниці" и "Укрпочте"", - отметил автор статьи.

И вот 19 февраля 2016 г. в ВР был зарегистрирован законопроект №4117а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов". У законопроекта 27 официальных авторов, в числе которых практически весь состав налогового комитета, главы трех комитетов ВР, глава депутатской фракции... Не всякий законопроект имеет такую мощную поддержку. Уж больно привлекателен ожидаемый результат.

"Мы не против технического прогресса, но вопросы остаются. В профильном комитете об этом известно, но там закрывают глаза даже на нарушение постулата об обязательной защите информации в точке ее зарождения. Увы, обычный смартфон не снабжен фискальным блоком с криптографией. Поэтому никто не назовет достоверной информацию, полученную от него удаленным сервером по открытым каналам связи. Ведь от того, что ее потом зашифруют на удаленном сервере, она достоверной не станет. Да и подтвердить это путем налоговой проверки практически невозможно. Ну а дальше - прямой путь для оптимизации налогообложения под прикрытием бутафории РККС при полной безответственности собственников серверов, которые, будьте уверены, не забудут ни об оплате своей "уникальной" услуги, ни о роялти за свое изобретение (технология РККС тоже запатентована - изобретатель С.Рохварг, ООО "УНИТ"). Какая уж тут демонополизация рынка РРО? Законодатели, похоже, забыли, что согласно НК налоговая информация может храниться и обрабатываться исключительно в базах контролирующих органов", - пишет Левицкий.

"Интересно, в какой стране хозяйствующий субъект самостоятельно устанавливает требования к средству контроля уплаты им же налогов и с нарушением тендерного законодательства тратит государственные средства на не предусмотренные законом фискальные устройства, разработанные и произведенные фирмами с офшорными учредителями? Почему, несмотря на многочисленные публикации и письма, на это не реагируют ни правоохранители, ни Мининфраструктуры? И вот сегодня под лозунгом внедрения новейших технологий при молчаливой поддержке исполнительной власти планируется распространить этот опыт на всю Украину, разрушив при этом систему фискального учета. Остается надеяться, что народные избранники, ратующие за интересы страны и публично декларирующие свою поддержку малому бизнесу, займут государственную позицию при рассмотрении законопроекта №4117а в предложенной редакции", - резюмирует автор.