В вопросе стоимости автотоплива население больше всего волнует то, как скажется на ценах товаров широкого потребления. Своими ожиданиями в статье для ZN.UA поделился Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95», – «Снова 50+. Будут ли расти цены на горючее?».
«Надо напомнить, что цены 50+ грн/л не новые. Год назад стоимость бензина составила 52 грн/л, дизтоплива – 58 грн/л. Такая стоимость держалась довольно долго до начала 2023 года. Очевидно, что эта стоимость успела интегрироваться в себестоимость всего и вся. Затем топливные цены на большом количестве АЗС упали ниже 40 грн/л. Но произошло ли снижение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, продовольствие? Лично я этого не заметил. Поэтому новые-старые цены на топливо не должны вызывать ощутимого увеличения цен на остальные товары. В любом случае, правительству следует анализировать ценообразование в критических отраслях, поскольку «валить все на бензин» — наша национальная традиция», - считает он.
По его словам, прогнозировать цены на топливном рынке – дело неблагодарное. Поскольку все упирается в прогнозирование мировых цен на нефть. Там ситуация все меньше зависит от базовых экономических факторов, а больше от позиции таких крупных нефтедобывающих стран, как Саудовская Аравия и Россия.
«Летний всплеск цен на нефть — с 75 до 85 долл./барр. — следствие сокращения добычи нефти именно этими двумя игроками. Мероприятие, которому повышение нефтяных цен невыгодно, ищет пути для увеличения поставок на рынок. В частности, в августе стало известно, что Штаты договорились с Ираном об ослаблении «нефтяных» санкций, что должно увеличить поток нефти из этой страны», - отметил он.
Влияют на ситуацию и антироссийские санкции. В августе цены на российскую нефть уперлись в ценовой потолок 60 долл./барр., и мир наблюдает, как это отразится на российском экспорте. Кроме того, успешные атаки ВСУ по порту Новороссийска снизили мощный поток нефти и нефтепродуктов оттуда, что опять-таки является новой переменной для рынка.
«В контексте предстоящего осенне-зимнего периода главным для Украины есть даже не цена, а наличие продукта, как показал прошлый год. Благодаря новой системе поставок через западную границу и принципиально новой логистике с высокой долей поставок бензовозами задача наполнения рынка успешно выполняется», - добавил автор.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.