Власти Украины заявили, что не планируют повышать цены для населения ни на газ, ни на тепло. Хотя цены не пересматривались уже более пяти лет, несмотря на инфляцию и рост реальных доходов населения. Политически это решение понятно, но оно создает глубокие экономические искажения. Об этом пишет Сергей Макогон, эксперт по энергетической безопасности и газовым рынкам Европы, бывший руководитель ООО «Оператор ГТС Украины» (2019–2022), в статье «Кто заплатит за тепло? Как Украине профинансировать импорт газа этой зимой».
«Справедливым и рациональным было бы постепенное повышение цен до обоснованного уровня с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан через систему субсидий. Даже ежегодная индексация на 10–15% позволила бы постепенно снизить нагрузку на бюджет. Дифференцированные тарифы по объемам потребления также сделали бы систему справедливее: владелец коттеджа на 400 м² с высокой зарплатой должен платить по рыночной цене, а не по той же, что и пенсионер в небольшой квартире», — считает автор.
Он напомнил, что облгазы ежегодно расходуют до 1,1 млрд кубометров газа для технологических нужд. В их тарифе заложена закупочная цена всего 7,42 грн за кубометр — по такой цене невозможно купить газ на рынке. Чтобы не допустить роста тарифов на распределение, правительство обязало «Нафтогаз» продавать облгазам газ по этой же цене.
Операторы газотранспортной системы и подземных хранилищ газа давно покупают газ для собственных нужд через открытые торги по рыночным ценам. И облгазы могли бы аналогично закупать газ, если бы у них был достаточный тариф. Но сейчас разницу в стоимости газа фактически субсидирует «Нафтогаз» (читай — бюджет).
Более того, около 25% распределяемого облгазами газа потребляют частные компании и промышленные потребители, которые могут и должны платить рыночный тариф облгазов. Существующими низкими тарифами государство фактически субсидирует бизнес.
«По моим оценкам, убытки «Нафтогаза» только из-за этой схемы составляют около 4,15 млрд грн ежегодно (продажа 250 млн кубометров субсидированного газа). Сейчас коммерческие потребители платят 24 грн за кубометр газа, и повышение конечной цены только на гривню увеличило бы стоимость всего на 5%, но позволило бы закрыть дыру в тарифе и снять нагрузку с «Нафтогаза» и государственного бюджета», — считает автор.
С другими статьями автора можна ознакомиться по ссылке.
