UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия снова обстреливает украинские порты: о чем думают экспортеры

Эспортеры не могут отказаться от морского экспорта, но перевозки подорожают.

Накануне вечером, 9 октября, российские войска снова атаковали в порту недалеко от Одессы гражданское судно – контейнеровоз «Shui Spirit» под флагом Панамы. Из-за этой атаки погибли шесть человек, 11 пострадали, из них семеро находятся в тяжелом состоянии. По данным главы Одесской ОВ Олега Кипера, все пострадавшие – граждане Украины. Об этом пишет специализированное на аграрной теме издание mind.ua.

Это самое большое количество погибших в результате атаки на порты Великой Одессы с начала полномасштабных военных действий. По неофициальным данным, порт атаковали "две баллистики".

За последние четыре дня это уже третье иностранное судно, атакованное Россией. Так, в ночь на 6 октября в результате атаки «шахедами» было повреждено сухогрузное гражданское судно под флагом Сен-Китс и Невис, которое находилось у одного из причалов порта Южный. А 7 октября российские войска атаковали баллистическими ракетами портовую инфраструктуру в Одессе, ракетой попали в гражданское судно под флагом Палау.

Последствия

За последние два года стало ясно, что альтернатив морскому экспорту из глубоководных портов не существует. Есть достаточно значительные успехи в налаживании альтернативных путей, однако их пропускные способности не сравнимы с необходимыми объемами отгрузки.

С начала полномасштабной войны Украина увеличила экспорт по суше (автотранспорт и железная дорога) с 3% до 13%. Экспорт по Дунаю вырос с 0 до 11%.

На что будут влиять интенсивные атаки – стоимость страховки судов, стоимость фрахта судов и зарплатный фонд команды. Ставки фрахта уже долгое время оставались стабильными, находясь в секторе панамаксов на уровне 50-54 $/т, однако эта стабильность рискует не устоять под ракетами.