UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разрешенное законом частное копирование не может быть компенсатором потерь авторов от пиратства

Современные стриминговые сервисы практически выполняют роль идеального продавца авторского контента.

Расширение доступа к сети Интернет, рост его пропускной способности, а также увеличение доходов населения изменили способы получения и распространения аудиовизуальной продукции. При этом сбор за частное копирование музыки и видео (ЧК) является дополнительной оплатой, за уже оплаченный авторский контент. Об этом пишет Сергей Следзь, редактор отдела микроэкономики и бизнеса ZN.UA, кандидат экономических наук, в статье «Сколько можно переплачивать за гаджеты?».

«Если в 2018 году в цивилизованной Великобритании покупка музыки на CD, виниловых пластинках и прямая загрузка составляли 29% всех продаж, то уже в 2020-м она снизилась до 17,5%. При этом реализация музыки через онлайн подписки достигла 82,5%, а доля видео, полученного через Интернет, достигла 88,6% от всего реализованного видеоконтента. Как видно, всего за два года произошло очень существенное снижение продаж аудио- и видеопродукции на физических носителях, на смену которому пришла онлайн подписка», - пишет автор.

Кроме того, современный потребитель уже не жаждет записать (скопировать) себе музыку или видео. Ему достаточно онлайн прослушивания или просмотра (т.е. временного использования, а не владения). Он готов за это платить, и реально платит. Соответственно, начали активно развиваться стриминговые сервисы (Spotify, Apple Music…), в которых речь о копировании или нанесении вреда авторам или исполнителям вообще не идет. Скорее наоборот, современные стриминговые сервисы практически выполняют роль идеального продавца авторского контента. Ведь при этом каждое прослушивание или просмотр надлежащим образом оплачиваются, что по сути решает проблему оплаты частного копирования и даже снижает потребление пиратского контента.

Предпочтения украинских потребителей вполне соотносятся с мировыми трендами. Так, по оценке исследователей Киевской школы экономики (КШЭ), доля аудио- и видеоконтента, приобретенного легально через покупку физических носителей или через загрузку на сегодняшний день достигла 27%. Плюс к этому дают стриминговые сервисы, обеспечивая еще 24% аудио и 29% видеоконтента. При этом получение через любое устройство или ресурсы без оплаты (пиратство) вместе составляют 42% аудио и 35% видеоконтента.

«Разрешенное ЧК не имеет отношения к пиратскому контенту. И сбор за разрешенное законом частное копирование не может быть компенсатором потерь авторов от пиратства, которое относится к криминальной сфере и ответственности. Иначе это будет стимулированием пиратства. Разумеется, все перечисленные нюансы нужно обязательно учитывать при определении размеров сбора с того или иного устройства или носителя, применяемого в частном копировании. Ведь экономическая суть собираемых денег – надлежащая компенсация вреда авторам за разрешенное частное копирование. Причем, заметьте, нынешние потребительские тренды никак не способствуют росту этого сбора, зато обеспечивают все более полную оплату авторам за их произведения», - пишет автор.

С другими материалами Сергея Следзь можно ознакомится по ссылке.