Политика «Укрзалізниці», согласно которой стоимость грузовых перевозок снова должна увеличиться, несет угрозу не только экономике Украины, но и обороноспособности государства. Об этом говорится в открытом письме главе Украинского государства Владимиру Зеленскому от ОП «Укрметаллургпром», Ассоциации УкрФА, а также Ассоциаций химиков, производителей стройматериалов и добытчиков, передает «Главком».
Подписавшиеся указали в письме, что в Украине основную массу грузов перевозят с помощью железной дороги. Это касается как внутренних, так и наружных грузоперевозок. В частности, железнодорожный транспорт обеспечивает почти 82% грузоперевозок и 36% – пассажирских.
«И, очевидно, понимая свое монопольное положение, АО «Укрзалізниця» все время своего существования пытается решать собственные финансовые проблемы за счет грузоотправителей», - говорится в письме.
В 2021 и 2022 годах УЗ уже поднимала тарифы на грузоперевозки. В результате, стоимость транспортировки угля, руды и известняка выросла на 140%, металла – на 70%, удобрений – на 70%, зерна – на 96%, а пустых вагонов из-под угля – на 158%. Несмотря на это УЗ хочет снова поднять тарифы, хотя для этого, как утверждают подписанты, нет достаточных обоснований.
«Основным аргументом необходимости повышения грузовых тарифов «Укрзалізниця» выдвигает собственную убыточность. Это манипуляция, ведь у компании есть все возможности, чтобы оставаться прибыльной: даже в сверхсложном для украинской экономики 2023 году «Укрзалізниця» получила прибыль в размере 5 млрд грн», – указано в письме.
Из-за высоких логистических затрат, которые произойдут из-за стремительного роста тарифов на грузоперевозки, превратят украинскую продукцию в неконкурентноспособную на международном рынке. В то же время, по словам промышленников, железорудные предприятия загружены только на 55% от довоенного уровня, а металлургические предприятия на 65%. Ферросплавные предприятия вообще работают практически себе в убыток. В химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или «обнулились».
«В условиях войны УЗ, вместо удержания грузов и увеличения грузовой базы, бесконтрольно и стремительно расширяет свою базу расходов, раздувает себестоимость и не проявляет заинтересованности в дополнительных доходах. Ведь с сентября 2023 УЗ не продала ни одного лота металлолома – хотя реализация металлолома это миллиарды гривен дополнительных доходов. Даже в таких условиях финансовый результат УЗ в первом полугодии 2023 составил 4.8 млрд грн», – говорится в письме.
Несмотря на это, «Укрзалізниця» хочет до конца года увеличить расходы так, чтобы убыток увеличился до 2,7 млрд гривен. В то же время, подчеркивают промышленники, компания продолжает скрывать реальное повышение тарифов по терминам «унификация» и «гармонизация». Подписанты объяснили, что это фактически устраняет все стимулы для оптимизации логистических процессов, ритмической отгрузки и укрупнения грузовых партий.
Промышленники подчеркнули в письме, что предложение УЗ об установлении единого среднего тарифа для всех перевозчиков уничтожит экономический потенциал отраслей, бюджетообразующих для компании и базовых для всей экономики Украины. С другой стороны, это сделает «Укрзалізницю» хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок.
В письме говорится, что недальновидная тарифная политика УЗ критически скажется на всей экономике Украины и соответственно ее обороноспособности и национальной безопасности. Поэтому уже сейчас необходимо инициировать меры по улучшению финансового состояния «Укрзалізниці», наладить работу по поддержке и развитию грузовой базы компании, обеспечить оптимизацию расходов, и введение моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов до отмены военного положения и на период не менее двух лет после окончания боевых действий.