По состоянию на конец февраля 2015 года продажи 3 в России сократились на 38% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Эксперты Ассоциации Европейского Бизнеса говорят, что это наибольшее сокращение рынка с 2009 года, когда мир переживал финансовый кризис.
Об этом сегодня пишет Financial Times, напоминая, что российский рубль в течение прошлого года потерял 40% своей стоимости. А Россия переживает глубокий экономический кризис, который некоторые эксперты сравнивают с проблемами, которые начались после распада СССР.
В январе сокращение продаж авто составил 4,4% и это было впервые за последние 4 года. Экономисты объясняют потерю интереса россиян к покупке автомобилей тем, что из-за экономических проблем страны у населения просто нет денег на такие покупки. Правительство признало, что ВВП России сократится на 5% до конца года, а летом инфляция составит 15%.
Западные автопроизводители заполнили российский рынок до кризиса 2008 года, сделав его крупнейшим в Европе. Семь лет назад в России продавали 2,9 миллиона автомобилей. Когда мир потряс экономический кризис, этот показатель уменьшился вдвое, но восстановился до 2012 года.
С началом российской военной агрессии против Украины автомобильный рынок России сократился на 10%. Председатель Ассоциации Европейского Бизнеса Йорг Шрайбер говорит, что некоторое время обвал продаж автомобилей сдерживали оппортунисты из Беларуси и Казахстана. Из-за дешевого рубля и относительной стабильности своих национальных валют, казахи и белорусы покупали в России машины дешевле и продавали их дома дороже. Но теперь таких перекупщиков тоже нет.
"Февраль - это только начало. В течение нескольких следующих месяцев индустрии будет очень тяжело, а рынок еще не достиг дня", - говорит Шрайбер.
Он прогнозирует, что в итоге по 2015 год на российском рынке удастся продать максимум 1,9 миллионов автомобилей. Таким образом рынок сократится на 24%. В это же время, производители в пять раз подняли цену на автомобили в России, учитывая падение курса рубля. При этом они также сократили производство. В частности, Opel в этом месяце останавливает производство в России на два месяца.
Концерн Renault-Nissan, который владеет крупнейшим российским автопроизводителем "АвтоВАЗ", тоже начиная с февраля на три недели останавливает производство ежемесячно. Исполнительный директор Renault-Nissan Карлос Госн пояснил, что его компания лишь корректирует предложение согласно спросу.
"Для нас это временный шторм, после которого обязательно будет восстановление рынка. Но когда это произойдет, мы не знаем и никто не знает. Все зависит от развития кризиса в Украине, цены на нефть", - пояснил он.
В это же время, за январь рынок новых автомобилей в Украину упал почти в 5 раз. Согласно данным, за первый месяц 2015 года в Украине было продано и поставлено на учет в ГАИ 2 597 единицы новых легковых авто, что в 4,6 раза меньше, чем год назад. В начале января 2015 года в "Укравтопроме" подвели итог функционирования украинского авторынка за прошлый год. Согласно отчету, продажи автомобилей в Украине в 2014 году избили 12-летний антирекорд.