Украинцам призывного возраста осталось чуть больше недели, чтобы выполнить формальности, предусмотренные Законом о мобилизации. Потребность в обновлении данных также касается лиц, находящихся за границей, в частности, в Польше.
Гражданам, которые не исполнят эту обязанность, не будут продлены и не будут выдаваться документы, дающие право на пребывание за границей. Как следствие, люди, чьи паспорта имеют короткий срок действия, могут потерять возможность путешествовать и работать по истечении срока действия действующих документов.
По мнению польских HR-экспертов, это не приведет к внезапному оттоку украинцев с рынка труда страны, однако существует определенная обеспокоенность, пишет Business Insider.
Индустрия уже готовится к потенциальному оттоку украинцев и призывает создать условия для мигрантов из Азии и Америки.
"Если мы как государство будем действовать радикально в отношении таких людей, они начнут переезжать в менее репрессивные страны Западной Европы", - отмечает Гжегож Кулиш, эксперт BCC по рынку труда и президент правления агентства по трудоустройству Weegree.
По данным польского правительства, на конец марта 2024 года на страховом учете состояло 762,2 тысяч работников из Украины. Около 52% из них – это мужчины. Большинство из них работают в сфере строительства, промышленности, логистики, сельского хозяйства и торговли.
Наибольшее беспокойство возникает у польских работодателей, в чьих компаниях из-за профиля бизнеса преобладают мужчины. Это связано с характером работы или посменностью.
По словам экспертов, такие условия не обязательно будут стимулировать трудоустройство женщин, на попечении которых часто есть дети или пожилые люди. В то же время легкая и пищевая промышленность такого беспокойства не проявляют.
Часть украинцев приехала в Польшу еще до полномасштабного вторжения и непрерывно находится в стране не менее пяти лет. Они смогут продолжать работу и подать заявление на продление или выдачу документов, позволяющих легально работать и находиться в Польше на основе, например, карты долгосрочного резидента.
В свою очередь, лица, состоящие в браке с польками или имеющие польское происхождение, могут претендовать на получение вида на постоянное проживание, карты поляка или польского гражданства.
Однако эти возможности не будут доступны для мужчин, пересекших польскую границу после 24 февраля 2022 года, и это может заставить их искать выход.
Пока в Польше не берутся оценивать, сколько мужчин оставят польский рынок труда, поскольку это будет зависеть от различных факторов, прежде всего от политических и административных решений в Украине и масштабов мобилизации.
Сейчас, считают эксперты, нет факторов, которые могли бы привести к принудительному выдворению работников из Польши.
Польские предприятия уже столкнулись с оттоком работников, в том числе и из Украины, переехавших в другие страны ЕС, где предлагают более высокие зарплаты. Закон о мобилизации станет лишь дополнительным фактором, который может увеличить масштабы выезда. Однако эксперты не ожидают, что это повлечет за собой внезапный, большой или резкий отток работников.
Следовательно, различные подходы отдельных стран к выполнению украинского закона могут оказать огромное влияние на то, что будет происходить в Польше.
Эксперты не исключают сценария, когда украинцы призывного возраста предстанут перед выбором: либо вернуться в страну и участвовать в войне, либо остаться за границей в безопасных для себя и своих семей условиях. Они предполагают, что большинство из них не будут возвращаться в Украину и будут искать работу в серой зоне, или же будут пытаться получить справку о непригодности к службе из-за состояния здоровья.
Поэтому специалисты призывают правительство нормировать политику по трудовой миграции и льготам для граждан из стран Азии и Южной Америки. Введение льгот для таких экономических мигрантов должно являться приоритетом нынешней власти, считают они. Это может стать самым простым способом восполнить кадровые пробелы в польских компаниях на рабочих неквалифицированных должностях.
"Прежде всего, нам нужно ускорить процедуры легализации пребывания и работы для кандидатов из Азии или Латинской Америки. Однако следует помнить, что заменить украинцев один к одному они не смогут. Я не говорю об этом в цифровом контексте, потому что, например, в Индии человеческие объемы в разы превышают потребность нашего рынка труда. Я думаю о культурных и трудовых отличиях, которые станут большой проблемой для работодателей. Если нам придется привлекать работников из дальних стран, мы вскоре потеряем украинцев или белорусов”, – считает Гжегож Кулиш, эксперт рынка труда BCC.