У министра энергетики Украины Германа Галущенко есть проблема. Его правительство поставило перед ним задачу убедить ЕС, что украинский ядерный флот достаточно безопасен, чтобы экспортировать большое количество экологически чистой электроэнергии в Европу. Это помогло бы Киеву наполнить опустошенную казну, а также снизить европейские цены на энергоносители.
Но российская оккупация нескольких атомных электростанций Украины с начала вторжения, а также публичные споры украинского министра с МАГАТЭ из-за вопросов безопасности усугубляют страх европейцев перед безопасностью украинской системы электрогенерации. Это настоящая атомная головная боль, пишет Politico.
На встрече с министрами энергетики ЕС на прошлой неделе Галущенко продвигал то, что он называл соглашением, от которого все в Европе только выиграют. Нужно скорейшее одобрение увеличения экспорта электроэнергии из Украины, которое позволит сэкономить 6 миллиардов кубометров газа, потому что его не нужно будет сжигать для электрогенерации. Киев получит деньги, чтобы заплатить по долгам, а ЕС сможет выполнить свой план по сбережению газа, чтобы пережить зиму без поставок из России. В интервью Politico Галущенко сказал, что Украина может быстро нарастить экспорт на Запад со 100 Мегаватт до 1690 Мегаватт. В чем проблема? «В техниках», – буркнул министр.
Неоднократные украинские заявления о потенциальной ядерной аварии на Запорожской АЭС, если она останется под контролем армии России, испугали Европу. Эти предупреждения преследовали цель усилить чувство неотложности проблемы российской войны против Украины в ЕС. Но теперь они могут подорвать доверие к украинской ядерной безопасности. Украину не планировали подсоединять к европейской электросети до 2023 года. Но после начала вторжения России Киев отключился от советской системы, соединяющей украинскую сеть с белорусской и российской. А операторы электросети ЕС ENTSO-E авторизовали срочное соединение Украины с Западом. Галущенко добивается еще большего ускорения в форме ежедневного увеличения экспорта электроэнергии. Но европейские операторы настаивают на соблюдении протоколов.
В ENTSO-E сказали, что предпочитают медленное наращивание объемов на 100 Мегаватт ежемесячно, чтобы операции происходили безопасно.
«Процедуры! В соответствии с процедурами! Если бы мы соблюдали процедуры во время войны, то россияне, вполне возможно, были бы в Киеве», - сказал Галущенко.
В ENTSO-E не ответили на запрос Politico о комментарии по поводу переговоров с Украиной. Но в пятницу европейские операторы одобрили увеличение торговли электроэнергией с Киевом до 250 Мегаватт.
«Возможность дальнейшего увеличения торговли будет оценена в сентябре с учетом стабильности системы электрогенерации и условий безопасности», - говорится в заявлении ENTSO-E.
Напряжение с МАГАТЭ
Россия контролирует Запорожскую АЭС с марта. Ежедневные операции выполняют все еще украинские работники. Но персонал "Росатома" тоже присутствует на станции. В интервью Галущенко настаивал, что нынешняя работа электростанции достаточно безопасна, чтобы можно было усилить торговлю с Европой. Но он также исключил возможность отправки представителей МАГАТЭ для проведения инспекции на ЗАЭС, пока она находится под российским контролем. По словам украинского министра Киев должен вернуть полный контроль над электростанцией. Это позволит увеличить производство электроэнергии и увеличить экспорт в ЕС.
« Надеюсь, что Россия скоро покинет станцию. Потому что так зимой все шесть энергоблоков Запорожской АЭС смогут производить 6190 Мегаватт электроэнергии», - сказал Галущенко.
Сейчас на электростанции работает только три ректора. И напряженная ситуация уже привела к появлению предупреждений о нарушении условий безопасности. В МАГАТЭ отказались давать комментарии для статьи Politico. Но последний отчет организации о ситуации в Украине говорит: «Последние сообщения о Запорожье указывают на все более тревожную ситуацию там. И без того стрессовые и тяжелые условия, в которых находятся украинские работники, могли еще больше ухудшиться».
Представитель «Росатома» сообщил в электронном письме, что работники российского агентства «предлагают техническую, консультативную, коммуникационную и другую помощь оператору, если это нужно, и не вмешиваются в процесс принятия решений руководства станции, равно как и не принимают участия в деятельности, связанной с безопасностью, доступом к периметру или контролю». Галущенко обвинил директора МАГАТЭ Рафаэля Мариано Гросси в уменьшении рисков, связанных с российским присутствием на электростанции.
МАГАТЭ настаивает, что она «независимая и беспристрастная организация». Но в начале марта в своем пресс-релизе она назвала российское вторжение «военной спецоперацией РФ». И это до сих пор злит Галущенко.
«У меня до сих пор есть ощущение, что позиция МАГАТЭ такова: «Мы техническая организация, поэтому мы не комментируем политические проблемы, мы только техники, не просите нас о политических заявлениях». Но нельзя сказать, что оккупация военными или обстрелы станции танками – это техническая проблема. Это проблема ядерной безопасности. Нельзя говорить, что это нормально », – отмечает украинский министр.
В конце апреля Галущенко и Гросси встретились с президентом Владимиром Зеленским, чтобы обсудить организацию миссии МАГАТЭ на Запорожскую АЭС. Но Киев отодвинули в сторону, потому что Гросси уже встретился с руководством Росатома в России перед тем, договорившись с Москвой о доступе к оккупированной российской армией территории, чтобы попасть на электростанцию. И это произошло до того, как директор МАГАТЭ обсудил вопросы с Украиной. Галущенко считает, что визит представителей организации в нынешних условиях может закрепить российский контроль над ЗАЭС.