Стремление ЕС использовать миллиарды долларов замороженных российских активов для восстановления Украины столкнулось с проблемами, пишет Politico.
В прошлом месяце лидеры ЕС поддержали беспрецедентные шаги по использованию прибыли, полученной от замороженных активов Москвы, для восстановления Украины и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала представить четкие планы до конца этого года.
Однако некоторые европейские правительства в частном порядке выражают обеспокоенность рисками для финансовых рынков от такого шага. Эти опасения теперь угрожают усложнить инициативу фон дер Ляйен.
В Бельгии находится большинство российских активов, замороженных в ЕС с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину в прошлом году. Бельгийское правительство неохотно соглашается на «рейдерский» захват средств, предназначенных для восстановления Украины, если страны "Большой семерки" не сделают аналогичных шагов вместе с ЕС.
«Мы ищем вместе со странами G7 и Европейской комиссией структурное решение по замороженным активам, которое не дестабилизирует международную финансовую систему. Вам нужна правовая основа и ясно, что Бельгия не может обеспечить эту правовую основу самостоятельно», - заявил премьер-министр Бельгии Александер Де Кроо.
Большинство российских золотовалютных резервов, замороженных странами, которые ввели санкции, находятся в ЕС. Из них 180 миллиардов евро – в бельгийском клиринговом центре Euroclear.
Когда российские ценные бумаги достигают срока погашения и реинвестируются денежными посредниками, они приносят прибыль. За первые девять месяцев этого года Euroclear получил три миллиарда евро от замороженных активов.
Euroclear добровольно отделил доходы, полученные от российских активов, но утверждает, что понес 34 млн евро расходов на управление и юридические вопросы, а также, по оценкам, 18 млн евро упущенных возможностей получения дохода. На вопрос о намерениях ЕС использовать эти доходы, Euroclear отказался от комментариев.
ЕС уже давно оценивает идею налогообложения этих доходов в пользу Украины, но Европейский центральный банк и некоторые столицы блока, в частности, Париж, Берлин и Брюссель, выразили сомнения. Они опасаются, что этот шаг расшатывает финансовые рынки и ослабит позицию евро как резервной валюты.
На прошлой неделе лидеры ЕС призвали Европейскую комиссию предоставить юридическое предложение и заявили, что "необходим решительный прогресс в координации с партнерами".
Но Бельгия и Люксембург, в частности, хотят заверения, что они не будут вынуждены нести все юридические и финансовые риски такого беспрецедентного шага. В Люксембурге находится еще один клиринговый центр, в котором хранятся замороженные российские активы, - Clearstream.
"Вам нужна правовая основа и способ сделать это без дестабилизации международных финансовых потоков. Макроэкономическое влияние достаточно велико. Мы готовы помочь, но нам нужны консультации. Деньги находятся в Бельгии. Если вы что-то делаете, это должно быть в сотрудничестве с нами", - заявил де Кроо.
Де Кроо важно работать над решением проблемы не только в европейских пределах, но и совместно с другими странами G7.
Фон дер Ляйен признала необходимость международного сотрудничества.
"Что касается непредсказуемых доходов, я могу подтвердить, что у нас будет предложение до конца года. Оно будет хорошо согласовано с нашими партнерами, партнерами по G7", - сказала она.
Министр финансов США Джанет Йеллен недавно продемонстрировала поддержку европейских планов по доступу к замороженным активам. Группа G7 также политически поддержала эту идею.
Однако инициатива G7 также рискует привести к еще большим задержкам. Согласованные формулировки в заявлении группы пока не выходят за пределы "изучения" того, как эти деньги могут быть направлены на поддержку Украины.
Тем временем терпение Киева лопается.
"Это законный приоритет для Украины – получить эти российские замороженные активы для восстановления", – заявил министр финансов Украины Сергей Марченко в интервью изданию POLITICO.
Сколько доходов именно от замороженных российских активов и на что может рассчитывать Киев, рассказывает Татьяна Хутор в статье «Доходы от российских активов растут. Использует ли их Украина?».