UA / RU
Поддержать ZN.ua

"План Маршалла 2.0" для Украины должен делать акцент на институциональной модернизации – эксперт

Украинское общество хочет не реформ, а результатов реформ, и вместе с тем находится в "институциональных ловушках".

"План Маршалла" должен содействовать не столько экономическому росту, сколько трансформации национальных институтов Украины

"План Маршалла" должен содействовать не столько экономическому росту, сколько трансформации национальных институтов Украины

Одной из главных составляющих нового "плана Маршалла" для Украины должен быть акцент на формировании в стране новых современных европейских институтов, которые смогут обеспечить экономический рост и консолидацию общества.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило.

Автор констатирует, что реализация реформ в Украине выявила феномен мощного системного сопротивления реформам. Общество (в том числе экономическое сообщество) хочет не реформ, а результатов реформ, и вместе с тем находится в "институциональных ловушках", которые становятся помехой их проведению.

"Такие "ловушки" - укорененность теневой экономики, устойчивость олигархической модели отношений власти и бизнеса, патерналистская модель социальной защиты и т.п.", - говорится в статье.

Жалило указывает, что "Институциональная ловушка" - проблема значительно более мощная, нежели отсутствие политической воли, на которую сейчас принято списывать непоследовательность реформ. Это объективное препятствие, состоящее из оппортунистического поведения миллионов людей и преодолеваемое только изменением институтов и внедрением новых практик поведения.

По мнению автора, содержанием и одной из практических составляющих "плана Маршалла 2.0" для Украины должно быть смещение акцентов помощи на формирование в стране новых современных европейских институтов.

"Направлениями такой помощи могли бы стать форматирование управленческих институтов, обучение служащих, содействие формированию общественных институтов, особенно в сферах коммуникации с властью и общественного контроля, внедрение технологий электронного управления, повышение дееспособности территориальных громад и т.п.", - указывает эксперт.

Помощь на этих направлениях, по его словам, предоставляется уже более десятилетия, но точечно, чего недостаточно для массовой институциональной модернизации страны.

При этом, целевая функция институциональной модернизации заставляет по-новому посмотреть и на критерии выбора приоритетов для инвестирования в рамках плана. Приоритеты должны определяться, исходя не из скорости роста и масштабов отдачи от инвестиций, а из задач создания условий для стабильности и необратимости реформ.

"Оптимальным содержанием инвестиционного плана должно было бы быть институциональное инфраструктурное инвестирование долгосрочных проектов, в которых коммерческий эффект не является определяющим, - в транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуре, логистике, реабилитации депрессивных территорий", - указывает Жалило.

Ранее глава представительства Украины при ЕС Николай Точицкий сообщил, что украинско-литовский проект "плана Маршалла" для Украины был представлен в европейских институтах и Еврокомиссия серьезно к нему отнеслась.

Как сообщил первый вице-премьер-министр - министр экономического развития Степан Кубив. "План Маршалла для Украины" рассчитан на десять лет и в среднесрочной перспективе (2018-2020 гг.) предусматривает выделение по 5 млрд долларов в год.

Подробнее о новых инициативах относительно "плана Маршалла" для Украины читайте в статье Ярослава Жалило "План Маршалла 2.0 или очередной клад гетмана Полуботко?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".