Украинские военнослужащие имеют право на пенсии, назначаемые на особых условиях. Это предусмотрено законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».
Законодательство о пенсиях и выплатах военным не было рассчитано на нынешние масштабы боевых действий. И те обязательства, которые страна взяла на себя еще в мирное время, могут стать неподъемным бременем для ее финансовой системы, пишет «Экономическая правда».
Есть ряд ключевых проблем и рисков, которые существуют в системе пенсионного обеспечения бывших силовиков и военных и требуют изменений.
Выплаты действующим военным пенсионерам "привязаны" к обеспечению тех, кто служит
Согласно действующему законодательству, государство обязано повышать пенсии военным пенсионерам не только при проведении общей индексации, но и в случае, если растет размер денежного довольствия тех военнослужащих, которые продолжают служить.
То есть каждый раз, когда государство мотивирует защитников большим денежным обеспечением, оно автоматически повышает выплаты для полумиллиона пенсионеров бывших военных и работников силовых структур.
Как следствие, у правительства сужаются возможности повышения зарплат в армии, ведь каждое такое решение приводит к росту расходов Пенсионного фонда, профинансировать которые в условиях войны очень сложно.
В Минсоцполитики отметили, что в 2022 году государство потратило на пенсии бывшим военным и силовикам 58,3 млрд. грн. Однако эти расходы могли быть гораздо больше, ведь правительство не проводило индексации военных пенсий в связи с ростом денежного довольствия. Некоторые военные пенсионеры, понимая это, пытались через суды получить большие пенсии. И они эти суды выигрывали. Общий долг государства по таким делам достигает около 22 млрд грн».
Еще одно следствие такой системы состоит в том, что больше всего от нее «выиграют» не бывшие военные, а бывшие работники силовых структур.
Так, по данным Минсоцполитики, в июле 2022 года средняя пенсия военных составляла 9117 грн, в то время как у бывших работников Управления госохраны – 12300 грн, Службы судебной охраны – 14220 грн, а НАБУ – 20270 грн.
Государство поддерживает семьи военных, получивших инвалидность, меньше, чем семьи погибших
Военные, получившие инвалидность и их близкие, имеют значительные потребности в государственной поддержке. Часто они нуждаются в установлении дорогостоящих протезов, проведении сложных операций и реабилитации. Все это требует значительных расходов, которые, наконец, ложатся на плечи родственников такого военнослужащего.
Размер единовременной выплаты военнослужащему, который на службе получил инвалидность, может быть в 15 раз меньше, чем выплата родственникам погибшего военного.
Текущая система пенсионного обеспечения военных не была готова к масштабным боевым действиям, в которых те ежедневно травмируются, получают инвалидность и погибают. Поэтому государство недофинансирует расходы в пользу военных и членов их семей, которые имеют значительные финансовые потребности, связанные с лечением.
Отдельного внимания заслуживает бюрократический процесс оформления инвалидности или потери трудоспособности военнослужащих, который остается слишком долгим.
Пенсионные льготы военным будет сложно профинансировать
Возможность раннего ухода на пенсию, которую военным и участникам боевых действий предоставляет закон, может потенциально привести к сокращению рабочей силы и росту числа получателей социальных пособий.
Причем льготный возраст выхода на пенсию (45 лет) имеют не только кадровые военнослужащие и работники силовых структур, но и все, кто участвовал в боевых действиях. Потенциально речь идет о сотнях тысяч человек, которые смогут выйти на пенсию на 10 лет раньше гражданских.
Демографическая ситуация в Украине была сложной еще до начала войны. Рождаемость была гораздо меньше, чем необходимо для полноценного воспроизводства населения. При этом количество получателей пенсий было даже несколько выше, чем количество тех, кто платил взносы в Пенсионный фонд.
После 24 февраля 2022 года ситуация ухудшилась, ведь из страны уехали миллионы женщин трудоспособного возраста и, что важнее – детей. Как следствие, налогоплательщиков в Пенсионный фонд и налогоплательщиков в целом в Украине со временем будет становиться все меньше, в то время как количество получателей пособий наоборот стремительно расти.
Ситуация осложняется тем, что расходы на пенсии как бывшим военным, так и родственникам погибших защитников, привязаны к денежному обеспечению армейцев. И они каждый раз будут расти.
10 апреля Верховная Рада приняла в целом закон №8312, вернув тем самым 30 тысяч доплаты военным. За поправку в закон проголосовали более 250 депутатов. Но уже на следующий день в Верховную Раду внесли проект постановления, временно блокирующего возврат этих выплат. Напомним, что известно сейчас.